КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Грязная дюжина

Поскольку до конца декабря едва ли удастся посмотреть что-нибудь серьезное, предварительные итоги года можно подводить уже сейчас.

12. «Гарри Поттер и Дары смерти: часть 2»

Из чисто визуальных аттракционов, которых в уходящем году было много хороших и разных («Ковбои против пришельцев», «Супер-8», «Восстание планеты обезьян», та же «Миссия: невыполнима-4»), финальный «Гарри Поттер» — это самое мрачное, мощное и бескомпромиссное зрелище, сделанное без оглядки на возможность исправиться в следующем фильме. Большую жирную точку тоже надо уметь ставить. Изначально мы не доверяли Йетсу, но он справился, как никто другой.

11. «Шпион, выйди вон»

Очень повезло на шпионские фильмы в этом году: «Ханна. Совершенное оружие», «Игра без правил», «Расплата», «Профессионал», собственно, даже «Миссия: невыполнима-4». Чтобы писать о «Шпионе» я, к сожалению, слишком мало читал Ле Карре и слишком мало видел фильмов по его романам. Но, бесспорно, «Шпион» Альфредссона — это в не меньшей степени победа стиля, чем «Драйв», а ураганный финал фильма, рассказывающий конец истории визуально, без единого слова, сделает честь вообще любому режиссеру.

10. «Исходный код»

Приличной фантастики было много («Области тьмы», «Меняющие реальность», «Время», «Аполлон-18»), но самое большое спасибо хочется сказать Дункану Джонсу — за оригинальные концепции, за потрясающее чувство стиля, за умение подать историю. Вторая после «Луны-2112» оптимистическая трагедия сына Боуи заставляет верить в то, что талантливый человек со своими идеями все-таки может прийти в кино и добиться успеха.

8-9. «Елена», «2 дня».

Впрочем, и на бесконечных просторах нашей многострадальной родины деятельность враждующих продюсерских кланов приносит некоторые плоды. Правда, сбивает с толку активность прокатчиков — не очень похоже, что они заинтересованы в успехе кинофильмов. На «Жила-была одна баба», «Бабло» и «Дом» прокатчикам меня не то что не удалось затащить — они не очень-то и старались. Все это особенно странно на фоне бешеного успеха «Высоцкого», который вот-пот побьет рекорд «Самого лучшего фильма». Можем, когда хотим?

5-7. «Бобер», «Резня», «Полночь в Париже», а еще чудный «Один день».

Кое-кому пора бы всерьез забеспокоиться — в то время, как на бесконечных просторах России некто Андреасян с упорством, достойным лучшего применения, воспроизводит искусство Эйрамджана, в Штатах и Европе известные и не очень известные люди (Дж. Си Чендор, Лоне Шерфиг, Малколм Венвилль, да кто они?) наперебой ставят хорошие советские фильмы, то есть буквально — «Тридцать три», «Гараж», «Премия», «Берегись автомобиля», «С любимыми не расставайтесь», скоро дойдут до «Иронии судьбы» и «Обыкновенного чуда».

4. «Заражение»

Новая картина Содерберга неплохо прошла в прокате и получила пару незначительных номинаций, что совершенно не отражает ее важности. И дело даже не в том, что «страх быстрее вируса». Вирус оказался великолепной аллегорией любого кризиса — финансового, экономического, военного. Кто-то пытается помочь людям, кто-то хочет просто жить и спасти своих детей, кто-то профессионально работает над своим имиджем. А вирус никого не щадит, а если вдруг щадит — то без объективных причин.

3. «Древо жизни»

Если бы этого фильма не было, его следовало бы придумать. Тут надо вспомнить об очень важном, но не слишком распространенном среди кинематографистов умении показать на экране именно то, что нужно, а не то, что получается. «Древо жизни» — один из важнейших новых фильмов еще и потому, что Малик демонстрирует, как выглядит искусство, которое действительно будет воображение и расширяет границы обыденного, не забывая про то, что все невероятное содержится в кажущейся обыденности.

2. «Драйв»

Еще один датчанин — Николас Виндинг Рефн. И еще один фильм, в котором подкупает решительно все — от безупречности киноязыка до призрачной романтической истории героев Гослинга и Маллиган, от точно выдержанной атмосферы нуара до незамысловатой песенки A Real Hero, которую необъяснимым образом хочется слушать и напевать. Ну вот что в них, в этих датчанах, такого? При том, что Рефн не умеет водить машину (а Триер, похоже, не в ладах с астрономией).

1. «Меланхолия»

Кто-то спросил у фон Триера — что лучше, «Пятый элемент» или «Армагеддон». Ларс, естественно, скривился — both shit. Все еще помню интервью Брюса Уиллиса, участника обоих упомянутых фильмов, на безвременно почившем сайте mrshowbiz.com — он говорил, что в «Армагеддоне» они с Бэем пытались через космическую катастрофу что-то там выразить про человека, ага. Они с Бэем, может, и пытались, а получилось у датчанина Триера.



Tags: "2 дня", "Бобер", "Высоцкий. Спасибо что живой", "Гарри Поттер", "Драйв", "Древо жизни", "Елена", "Заражение", "Исходный код", "Меланхолия", "Резня", "Шпион выйди вон", Альфредсон Томас, Буслов Петр, Джонс Дункан, Звягинцев, Йетс Дэвид, Малик, Полански, Рефн Николас Виндинг, Смирнова Авдотья, Содерберг, Фон Триер, Фостер Джоди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments