КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Categories:

Соломинка в носу

«Наполеон» 1927 года был не только первым в истории широкоформатным фильмом — с соотношением ширины к высоте экрана 4 х 1 в финале фильма (три экрана 1:33 х 1, проекционная система называлась Polyvision), но и первым в истории фильмом со стереозвуком (перевыпуск 1934 года).

Untitled

Абсолютно великий фильм Абеля Ганса дошел до нас с неважным качеством, но почти целиком (наиболее полная версия длится чуть более пяти часов, в оригинале было шесть) благодаря энтузиазму историка кино Кевина Браунлоу, для которого восстановление утраченного эпоса стало делом всей жизни. При поддержке Британского института кино Браунлоу собрал сохранившиеся пленки «Наполеона» по всему миру (первым его приобретением были две катушки 9,5 мм, купленные им по случаю еще в детстве) и смонтировал их в соответствии с режиссерским сценарием Ганса, который тот опубликовал в 1957 году.

Трейлер Сан-Францисского фестиваля немого кино создает некое впечатление о масштабе постановки, о главном герое, а также о саундтреке Карла Дэвиса, основную тему которого после просмотра фильма забыть уже невозможно:



Абель Ганс успел застать повторную премьеру «Наполеона» 1981 года. К сожалению, до этого события не дожил ни Альбер Дьюдонне, который создал невероятной силы образ молодого лейтенанта, за десять лет ставшего генералом, ни Владимир Руденко, сыгравший Наполеона-мальчишку, который с корсиканским акцентом произносил свое имя «Напойони» (за что в кадетском колледже в Бриан-ле-Шато его дразнили «Пой-о-ни» — «соломинка в носу»).

Моя любимая часть фильма — не финал в формате 4 х 1, а то, что происходит перед ним. После Термидора, отказавшись участвовать в подавлении Вандейского мятежа, Бонапарт идет на малозначительную службу в топографический штаб, и тут Ганс дает зрителю расслабиться и начинает подтрунивать над героем. Наполеон в мятом фартуке варит себе на печке-буржуйке суп. Ему возвращают его собственный план итальянской кампании с резолюцией генерала Шерера — де, пусть тот сумасшедший, который придумал этот план, сам по нему и воюет. Наполеон сначала хочет засунуть план в печурку, но в разбитое стекло дует, и он заклеивает своим планом окно.

1

Через год, уже после Вандемьера, он отклеивает план и, женившись на Жозефине Богарне (смешная сцена, в которой Наполеон на несколько часов опаздывает в загс, потому что занят подготовкой к войне) едет командовать Итальянской армией. По пути он заезжает в Конвент, чтобы побыть одному и подумать, но пустой зал наполняется призраками. Дантон, Робеспьер, красавец Сен-Жюст (которого играет сам Абель Ганс) и Марат требуют у Бонапарта ответа — каков его план? Что он собирается делать дальше?

2

Наполеон клянется мертвым революционерам, что Франция покорит Европу, и Европа станет единым народом. И это уже финишная прямая к эпической широкоформатной концовке.

А вы говорите — немое кино.


Tags: "Наполеон", Браунлоу Кевин, Ганс Абель, Дьюдонне Альбер, Дэвис Карл, Наполеон, Руденко Владимир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments