КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Categories:

Sharks stink

Лучшая новость дня 95-й годовщины революции — даже не то, что Обаму переизбрали, а то, что Пуэрто-Рико наконец-то хочет в США. Ну как тут не вспомнить “Вестсайдскую историю”?

image

И как тут не вспомнить, как “Вестсайдскую историю” спустя двадцать лет после того, как она отгремела по всему миру, вдруг посчитали достаточно прогрессивной и чуть ли не антиамериканской, чтобы в олимпийский год показать советскому народу?

Фильм, разумеется, отдублировали, включая некоторые песни (точно помню только Jet Song на русском, перепетую отвратно). Но не это главная особенность советского релиза оскароносного киномюзикла.

Первые пять минут картины выглядели в оригинале примерно так, как на кадре справа. Эти пять минут играла знаменитая на весь мир (кроме СССР) увертюра, в соответствии с настроением которой менялась и цветовая гамма.

Наши прокатчики правильно посчитали, что народ в колхозных клубах пять минут красно-синих новаций не выдержит. В начало советской прокатной версии фильма влепили титры, наложенные на городские stills.
image
Дальше – больше. Красно-синие переливы превращались в потрясающую панораму Манхэттена, которая нашим прокатчикам также показалась криминальной, и в советскую версию “Вестсайдской истории” не вошла.image
Сейчас подобные пейзажи снимают для каждого второго фильма о большом городе, кстати и некстати. Обычно некстати. Режиссерам “Истории” важно было не просто показать красивую урбанистическую панораму – план крыш небоскребов сменялся планами трущоб. 

Все эти великолепные кадры до советского зрителя тоже не дошли.
image
И наконец – спортплощадка в трущобах. Практически основное место действия фильма. Это очень важно, это начало экспозиции.

Но зачем показывать нашим людям такую спортплощадку?
image
Ключевая сцена для понимания ритмики фильма – белые подростки Рифф, Айс, Бэби Джон, Экшн и А-раб щелкают пальцами в такт музыке, они настроены на одну волну, все как один.

Впрочем, и
это нашему зрителю было видеть необязательно.
image
Дальше шли знаменитные танцевальные сцены – банда белых подростков растанцовывается на “своей” улице. А потом первая конфронтация – под их горячую руку попадается пуэрториканец Бернардо.

Не надо такое показывать советскому человеку.
image
Бернардо собирает соотечественников, и вот уже шайка пуэрториканцев, щелкая пальцами в такт, готовится к теплой встрече с белыми.

В топку это, конечно.
image
Попытка Бернардо установить мир сменяется сначала мелкими, а затем все более крупными пакостями, которые подстраивают друг другу банда “Ракет” (американцы) и “Акул” (пуэрториканцы).

Страсти накаляются, идет уже четырнадцатая минута фильма, но советский зритель и этого не видит.
image
Вот она, редакторская "находка” прокатчиков. Советский вариант “Вестсайдской истории” начинается с отметки оригинальной версии 13:37, на которой американец по кличке Бэби Джон пишет на “акульей” стене обидное “воняют”, и за этим креативным занятием его застукивают Бернардо и его ребята.

Бэби Джон, хоть и сопляк, оказывается не промах – швыряет в одного из “акул” кисточкой и дает деру с воплями “На помощь, Смерчи!” (“Смерчи” – это Jets по-русски).

И сразу все становится понятно – есть “Акулы”, есть “Смерчи”, они друг друга обижают.

Четырнадцать минут великолепной музыки, танцев, новаторской съемки и критически важных для первого акта событий оказались лишними для советской аудитории.
image
image

Вот так щедрая рука советского кинотеатрального проката украла у одного из лучших фильмов всех времен и народов первые 14 минут метража.

А главное – все усилия по приобщению советского зрителя к классике мирового кино пропали зря. “Вестсайдская история” не вошла ни в десятку, ни в двадцатку популярных зарубежных фильмов советского проката.


Tags: "Вестсайдская история", Бернстайн Леонард, Роббинс, Уайз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments