КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Categories:

Трудно быть



Прижизненная фильмография братьев Стругацких состоит из двенадцати фильмов. Из всего наследия Стругацких на данный момент кинематограф прикоснулся к семи произведениям, хорошо известны лишь шесть экранизаций шести книг.



Пикник на обочине


Единственная экранизация — “Сталкер” Тарковского.

image

История этого фильма известна – в 1977 году Тарковский отснял предыдущий вариант “Сталкера”, с крутым сталкером Аланом. Который, кстати, очень хотелось бы посмотреть, но не судьба. Вместо проявленного материала фильма под рабочим названием “Машина желаний” режиссер получил известие о том, что пленку при обработке испортили. Тарковский обрадовался — первый вариант “Сталкера” он очень не любил. Получив деньги как бы на вторую серию фильма, Тарковский потребовал у Стругацких другой вариант сценария, с другим Сталкером. И тогда, как вспоминал Борис Натанович в «Комментариях к пройденному», братья придумали Сталкера – юродивого…

Так получился великий фильм, о котором до сих пор спорят, который до сих пор мучительно принимают или не принимают, в связи с которым вспоминают Чернобыль. Хотя Чернобыль тогда еще не случился, а была очень похожая Кыштымская трагедия 1959 года, оставившая так называемый Восточно-Уральский радиоактивный след площадью более 20 тыс. кв. км, который и послужил прообразом “Зоны” Тарковского.

Отель “У погибшего альпиниста”

Фильм Григория Кроманова “Отель “У погибшего альпиниста” вышел почти одновременно со «Сталкером». Фильмы вышли очень по-разному - “Сталкера” в широкий прокат не особенно пускали, устраивали какие-то спецпросмотры, а на “Отель” можно было просто пойти в кино, купив билет. Из больших актеров в “Отеле” был занят Юри Ярвет, что напоминало о Тарковском и “Солярисе”.

image

Это была просто добротная экранизация, в лоб – по сценарию Стругацких. Мне очень нравится в этом фильме инспектор Глебски, такой эстонский Чарльз Бронсон, только лучше, который в конце фильма говорит не то, чем заканчивается повесть и сценарий, а простое человеческое: «И какое мне дело до этих нелюдей, замаскировавшихся под людей?». Он не едет на дрезине по рельсам или на машине по Токио, и в горячечном бреду он не видит свою мать. Он просто делает то, что, страница за страницей, написано в книге и в сценарии. В итоге получился хороший, крепкий фильм, который и сейчас можно с интересом пересмотреть.

За миллиард лет до конца света

Этой маленькой повести Стругацких повезло в кино больше, чем всем остальных их произведениям – если учитывать псевдоэкранизацию Сокурова, то “За миллиард лет до конца света” ставили трижды – в восьмидесятые вышел одноименный венгерский фильм (режиссер - Ласло Феликс), в девяностые – греческий “Перед концом света” (режиссер – Панагиотис Марулис). К сожалению, об этих европейских фильмах нам больше ничего не известно.

Трудно быть богом

Фильм “Трудно быть богом” мог бы стать самой первой и самой лучшей экранизацией Стругацких – сценарий для его ленфильмовской постановки был написан братьями в расчете на Алексея Германа и с его участием еще в шестидесятые. Но постановку зарубили, чтобы вернуться к этому вопросу через двадцать лет.

Впрочем, и через двадцать лет фильм не довелось снять Герману. На этот раз за дело взялся “Совинфильм”. Вот Румата, каким его увидел немецкий (тогда – западногерманский) режиссер Петер Фляйшман.

image

Надо сказать, что в своих “Комментариях к пройденному” Борис Стругацкий, у которого находится доброе слово даже для такой несусветной чепухи, как “Чародеи”, о фильме Фляйшмана хранил абсолютное молчание. Видимо, для братьев Стругацких эта постановка попросту не существовала. Да и я написал о ней больше, чем стоило. Называть этот фильм “Трудно быть богом” не хочется, пусть он будет по-немецки "Es ist nicht leicht ein Gott zu sein".

Итак, спустя десять лет после фильма "Es ist nicht leicht ein Gott zu sein" на повестке дня опять появилась экранизация Германа. И уже двенадцать лет она в работе, и о ней все еще нечего написать, кроме того, что в главной роли – Леонид Ярмольник. Очень хочется верить, что Герман-старший рассчитал свои силы, и сможет довести работу до конца. Если вы читаете это после 21 февраля 2013 года, вы знаете, что озвучивание фильма “Трудно быть богом” покойного Алексея Германа-старшего завершает Алексей Герман-младший, и по состоянию на лето 2013 года ожидается объявление даты премьеры.

Хромая судьба

“Хромая судьба” – одно из последних, удивительное, по-своему уникальное произведение Стругацких. В историю стареющего писателя армейской тематики, бывшего военного переводчика с японского, прямую как Комсомольский проспект (буквально – написал пять страниц, поужинал, выпил вина, почитал, позвонил, подумал, поспал, проснулся, позавтракал…) вплетена масса побочных сюжетов, которых хватило бы на отдельное собрание сочинений, и каждый из которых можно было бы расписать в отдельную книгу.

image

Примерно так и поступили братья с фоновым сюжетом из “Хромой судьбы” про эликсир бессмертия – расписали его в киносценарий “Пять ложек эликсира”, который через несколько лет воплотил на пленке режиссер Аркадий Сиренко под названием “Искушение Б.”. Получилась отличная камерная картина со сплошными звездами, пожилыми и молодыми – Борисов, Гундарева, Зельдин, Ульфсак, Садальский – еще одно очко в пользу экранизаций Стругацких.

Гадкие лебеди

“Гадкие лебеди” сегодня издаются, вложенные расческой в “Хромую судьбу”, как еще один вставной сюжет, рукопись главного героя. Но изначально это - самостоятельное произведение, и все, кто читал его в семидесятые, понимают “Гадкие лебеди” именно как самостоятельное произведение. И Константин Лопушанский, режиссер фильма “Гадкие лебеди” - конечно, тоже.

image

Лопушанский считается учеником Тарковского. В это легко поверить – вышеупомянутые “Письма мертвого человека” смотрятся, как вторая (или третья, если самую первую, уничтоженную при проявке, тоже считать) серия “Сталкера”. Фильму по “Гадким лебедям” было на роду написано стать еще одной серией “Сталкера” – в сценарии “Туча” братья Стругацкие не только задействовали элементы мифологии из "Пикника на обочине", но и ухитрились вспомнить “Солярис” (туча, о которой идет речь, не то аэрозоль, не то живая).

Фильм интересным образом полемизирует с “Письмами мертвого человека” – как в деталях (например, в “Письмах” детей оставили на улице, в “Лебедях”, наоборот, заперли в убежище), так и в главном. “Письма мертвого человека”, и это важно, происходят где-то на Западе, предположительно в США. “Гадкие лебеди” Стругацких тоже происходят где-то на Западе, большое внимание уделяется описанию внутренней политики государства, но какая страна – непонятно даже по именам героев, просто некая обобщенная среднеевропейская президентская диктатура с выжившими из ума партийными боссами, тайной полицией, штурмовиками, проплаченно-лояльной прессой и, как водится, тупыми обывателями. И в фильме все это вынесено за скобки одним большим множителем – действие “Гадких лебедей” Лопушанского происходит в современной России.

Обитаемый остров

Дилогию “Обитаемый остров” Бондарчука принято ругать по ряду причин. Самая серьезная из них — наверное, в том, что история слишком сложная и труднодоступная пониманию массового зрителя. Вторая — то, что фильм, несмотря на крупную кассу, провалился в прокате.

image

Но мы любим фильм за то, что это именно тот “Обитаемый остров”, который мы всю жизнь мечтали посмотреть. И даже больше. Фильм показал, что в книге гораздо меньше романтики и идеализма, чем нам когда-то казалось. В первой части фильма мы увидели тоталитарную действительность глазами человека будущего. Во второй части мы понимаем главное - это были глаза ребенка, которому, к сожалению, суждено вырасти. Наш молодой красавец, умный и справедливый - всего лишь зеленый юнец. Но он уже вполне готов взять себе в старшие товарищи ловкого резидента-гэбиста - прирожденного убийцу. Чтобы сам во вполне обозримом будущем обзавестись холодной головой и чистыми руками.

“Дни затмения” Сокурова, “Письма мертвого человека” Лопушанского и особенно “Чародеи” Бромберга имеют к творчеству братьев Стругацких весьма косвенное отношения.

Увы, это все. Со вчерашнего дня вся последующая фильмография Стругацких будет посмертной.

Tags: "Гадкие лебеди", "Дни затмения", "За миллиард лет до конца света", "Искушение Б.", "Обитаемый остров", "Отель "У погибшего альпиниста", "Перед концом света", "Пикник на обочине", "Письма мертвого человека", "Сталкер", "Трудно быть богом", "Чародеи", Стругацкие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments