КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Categories:

Сорок семь

Начинаем готовиться к Новому году.

Один из самых загадочных новогодних фильмов, который настоящие киноманы смогут увидеть уже 1 января — крупнобюджетные «47 ронинов» Карла Ринша с Кеану Ривзом и Ринко Кикути.

Untitled

Чтобы понять, о чем идет речь, не повредит экскурс в мифологию. В пересказе Борхеса, например, история сорока семи ронинов занимает всего страницы три, называется «Неучтивый церемониймейстер Котсуке-но-Суке» и входит в его «Всемирную историю низости». Но еще короче история получилась в пересказе Майкла Лонсдейла из фильма «Ронин»:



Суть дела в том, что в начале XVIII века отряд рыцарей-самураев, служивших князю Асано Наганори, остался без хозяина — молодой князь был осужден на сэппуку (ритуальное самоубийство, в разговорном языке «харакири») за нападение на оскорбившего его князя Кира Есинака, фаворита самого сегуна. Все имена, кстати, подлинные — японцы тщательно ведут свои летописи.

Правда, нельзя точно сказать, что именно не поделили Асано и Кира. Одни источники говорят, что Кира вымогал у Асано взятки, другие — что Кира просто был грубым и мерзким старикашкой. Так или иначе, Асано не сдержался и обнажил меч. На его беду это произошло в замке Эдо, принадлежавшем сегуну, в знаменитом Сосновом коридоре.

Untitled

Кира был лишь легко ранен, но вины Асано перед сегуном Токугавой Цунаеси, знаменитым Собачьим сегуном, это не смягчало. После того, как Асано совершил сэппуку, его земли были конфискованы, а самураи стали, соответственно, ронинами. Согласно бусидо (кодексу самурая), ронины должны были восстановить поруганную честь своего хозяина, убив князя Кира. Но легче сказать, чем сделать — Кира усилил охрану, а его шпионы неусыпно следили за бывшими самураями Асано и особенно за их предводителем, комендантом Оиси Есио. К тому же далеко не все ронины отличались высоким боевым духом — годы правления сегуна Цунаеси были мирными, они считаются японским Ренессансом (эпохой Гэнроку). Из трехсот самураев Асано всего полсотни оказались готовы отомстить за смерть господина.

Рейд на замок Кира готовили в течение двух лет. Все это время ронины жили кто где и занимались чем попало — например, Оиси в основном пропадал у гейш. Но 29 января 1703 года, когда Оиси решил, что бдительность Кира усыплена, он собрал всех ронинов, оставшихся верными памяти князя Асано. Ранним утром 30 января сорок семь ронинов во главе с Оиси штурмовали замок Кира. Вендетта состоялась, Кира был убит, Асано — отмщен. Род Асано был восстановлен, сегун даже вернул потомкам Асано часть их собственности.

800px-HokusaiChushingura

Но сорок семь ронинов — и это важно понимать — с самого начала знали, что идут на смерть. Их подвиг одновременно был преступлением, за которое их неизбежно должны были приговорить к сэппуку. Так и произошло. 20 марта 1703 года все они совершили ритуальное самоубийство. Вот их могилы:

Sengakuji_47_ronin_graves

Эта история под названием «Тюсингура» (Chūshingura, 忠臣蔵), что значит «верные и преданные рыцари», стала одной из главных самурайских мифологий Японии. Она существует в десятках литературных вариантов, спектаклях, телепостановках и, конечно, кинофильмах.

Далеко не первым, но важнейшим классическим кино о сорока семи ронинах считается фильм Кендзи Мизогути 1941-42 годов. В четырехчасовом фильме почти нет экшна — в основном он состоит из разговоров, поклонов и глубинных мизансцен. Зрелище, тем не менее, весьма увлекательное — оторваться почти невозможно. Вот первая часть фильма:



Фильм Хироси Инагаки 1962 года гораздо ближе к современным стандартам — во всяком случае, в нем выдержан баланс между церемониями и сценами экшн. Что более важно — это один из первых киновариантов «Тюсингуры» (а может, и первый — я смотрел только пять), в котором сорока семи самураям помогает кто-то извне. В данном случае это был герой Мифунэ, который не входил в число ронинов Асано, но по собственной инициативе прикрывал штурм замка Кира.

Чужак есть и в фильме 1978 года «Падение замка Адо» Кендзи Фукасаку (вы его знаете, как режиссера обеих «Королевских битв») — его играет Сони Тиба (тарантиновский Хаттори Ханзо). Но более важно то, что в 1994 году Фукасаку выпустил еще одну киноверсию этой мифологии, на этот раз совмещенную с другой традиционной японской мифологией — мистической любовной историей о предательстве Ецуа. Вот трейлер этого фильма:



Гитлер отреагировал на анонс фильма с Кеану Ривзом еще в прошлом году — в обычной, свойственной ему манере:



Может, он и прав — но давайте дождемся фильма Карла Ринша, все-таки это первая западная постановка «Тюсингуры». И теперь вы знаете достаточно, чтобы во всеоружии встретить трейлер «47 ронинов» Ринша (хотя это и нелегко). Соль в том, что это фэнтези-версия «Тюсингуры», происходящая в мире ведьм, великанов и драконов, неком японском Средиземье, и снятая за бешеные деньги:



А таким был Великий Сосновый коридор Мацу-но-Орока (Matsu no Ōrōka, 松之大廊下) замка Эдо:

800px-Ohiroma_Honmaru_Edo_Castle_3_edit

И конечно, во всех вариантах «Тюсингуры» он выглядит одинаково.



Tags: "47 ронинов" ("Тюсингура"), "Ронин", Борхес Хорхе Луис, Де Ниро, Инагаки Хироси, Кикути Ринко, Лонсдейл Майкл, Мизогути Кендзи, Мифунэ Тоширо, Ривз Кеану, Ринш Карл, Тиба Сони, Франкенхаймер, Фукасаку Кендзи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments