КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Category:

Есения

Коллега martinn недавно напомнил о клубах и передвижных киноустановках, поэтому хочу вам рассказать, каким был советский прокат в мое время в моем городе.

Если не считать клубов городских предприятий, в которых по вечерам тоже крутили как актуальное, так и классическое кино за смешные деньги, а также дворов, по которым возили 16-миллиметровые проекторы и крутили кино бесплатно, в моем городе было два кинотеатра. Если считать только их, то это примерно вдвое больше, чем в Москве сейчас – потому что в моем городе тогда, как и сейчас, было 60 тыс. жителей, а вот в Москве сейчас – 216 кинотеатров (данные “Афиши”), из которых 12 скоро закроют на перепрофилирование, на 12 млн жителей, т.е. примерно по одному кинотеатру на такой город, как мой.

До меня в этом городе было тоже два кинотеатра. Но где-то на рубеже 60-70-х гг. самый старый кинотеатр, напротив входа в городской парк, отдали, кажется, под Дом пионеров, и вот этот вот кинотеатр:

028024

– да, вот этот дом с трубой, нет, это не крематорий, а именно кинотеатр – автоматически стал старым.

А новым стал вот этот, введенный тогда же в действие:

Сатурн

Сейчас, как мне удалось выяснить из Интернета, в этом кинотеатре два зала, звук Dolby Digital и 3D-проекция. А тогда в нем тоже было хорошо - новый экран с шторками, раздвигающимися до широкого формата (не только в ширину, но и в высоту), и вроде бы даже стереозвук, хотя это сложно утверждать наверняка. Именно там я посмотрел “Всадника без головы”, “Козерог-1”, “Викингов”, “Экипаж”, “Пиратов ХХ века”, “Тегеран-43”, “АССУ”, “Маленькую Веру”, “Однажды в Америке”, “Крепкий орешек”.

Каждый новый фильм прокатывался в этом кинотеатре ровно неделю, с понедельника по воскресенье. Односерийные фильмы (короче двух часов) шли сеансами 9:00, 11:00, 13:00, 15:00, 17:30, 19:15 и 21:00. Двухсерийные – сеансами 11:00, 14:00, 17:00, 20:00, все было жестко. Разумеется, новые фильмы попадали к нам гораздо позже, чем в Москву и многие другие города. Скажем, фильм “Душа” я посмотрел летом 1982 г. в Симферополе, и только осенью – у нас.

Где-то к середине 80-х правила стали меняться – даты проката становились более гибкими, в одну неделю могли показывать параллельно два фильма и т.д. Откуда ни возьмись могла вдруг вынырнуть классика – “Ромео и Джульетта” Дзефирелли. Это наблюдалось и в других городах страны – скажем, в 1985 г. я посмотрел в Ленинграде “Рукопись, найденную в Сарагосе”, в 1986 г. - “Козерог-1” в Калуге, там же шла “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты”, в 1987 в сибирском Ужуре ходил на “Зорро” с Аленом Делоном, в 1990 г. – на “Золото Маккены” в Хабаровске. А к моменту приезда “Однажды в Америке” и вовсе демократия настала.

В старом кинотеатре, в котором даже широкого экрана не было, порядки были другие. Туда во вторую очередь попадали фильмы после показа в новом кинотеатре, а еще именно там по каким-то необъяснимым причинам демонстрировали такие блокбастеры, как “Женщина, которая поет”, “Усатый нянь” и “Петля Ориона” – это при том, что мест в зале там было раз в пять меньше, чем в новом кинотеатре.

После кинотеатров фильмы прокатывались по упомянутым клубам городских предприятий. Их, правда, школьникам не рекомендовалось посещать – считалось, что сотрудники предприятий там потребляют дешевый алкоголь прямо на сеансах, закусывая семечками. Впрочем, был один клуб, который относился не к предприятиям, а непосредственно к городской администрации, и в силу этого считался приличным. Именно там я впервые посмотрел “Вестсайдскую историю”.

Теперь в том городе остался только один кинотеатр – который новый. То есть теперь их столько же, сколько и в Москве.

Вот почему “Есению” видело в шесть раз больше людей, чем “Аватар”.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments