КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Categories:

Робот-зазнайка

Это — тысячная заметка в журнале. Поэтому — о главном.

image

В 1943 году назад американский писатель-фантаст Генри Каттнер (все произведения Каттнера, начиная с 1940 года, написаны им в соавторстве с его женой, Кэтрин Мур, так что на фото они вместе) опубликовал рассказ “Робот-зазнайка”, в котором предсказал кризис системы кинопроката и вытеснение кино телевидением.

Дару предвидения человека, который, не будучи специалистом ни в технологиях, ни в шоу-бизнесе, предугадал события, развернувшиеся спустя четверть века, можно только позавидовать. Правда, Каттнер считал, что телекомпании-конкуренты будут сдавать в прокат телевизоры (с объемным изображением 1200 х 900 мм) и взимать с телезрителей повременную плату. Конфликт рассказа – один из конкурентов задумал вернуть людей в кинотеатры и на этом капитализироваться, для чего скупил все патенты, описывающие проекцию объемного телевизионного кадра на большой экран. До общедоступного видео на носителях писатель не додумался.


Российский кинопрокат добили на рубеже 80-90-х годов две вещи — развал системы кинопроката Госкино и доступное видео. Вы это помните – сначала мы ходили в видеосалоны, потом покупали себе дешевый видеомагнитофон, потом меняли его на недешевый и окончательно забывали о кинотеатрах. В которых все равно уже не показывали кино – в фойе продавали автомобили и мебель, а зрительные залы арендовали то религиозные движения, то “Гербалайф”.

Казалось, что возродить отечественный кинопрокат уже невозможно – но вот открывается “Кодак Киномир”, который в 1995 году становится самым прибыльным кинозало в мире. Один за другим появляются кинотеатры с объемным звуком. Появляются новые кинопрокатные сети, которые начинают строить мультиплексы и миниплексы.

Впрочем, всему этому богатству очень далеко до кинопрокатной системы СССР, в котором насчитывалось до 160 тысяч киноустановок (за счет кинопередвижек 16 мм), обеспечивавших миллиарды кинопосещений в год в СССР – в среднем 10 посещений в год на каждого жителя страны. Сейчас в России всего около тысячи кинотеатров (меньше, чем в 1913 году) и около трех тысяч кинозалов (в СССР было около пяти тысяч кинотеатров), причем около 20% этого богатства находится в Москве, а в 80% городов с населеием менее 100 тысяч человек кинотеатров вообще нет. В результате мы имеем чуть более одного кинопосещения на жителя страны в год. Весь современный российский кинопрокат за год приблизительно умещается в объединенные результаты «Пиратов ХХ века», «Москвы слезам не верит» и «Экипажа» – это несмотря на отчаянные усилия кинотеатров быть как можно ближе к народу и ставить в прокат то, что соберет залы.

Tags: Каттнер Генри, Мур Кэтрин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment