КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

One flew East, one flew West

«Август» Джона Уэллса, которого мы ждали два года, вышел в прокат, стал еще одной экранизацией в копилке драматурга Трейси Леттса, и, возможно, классикой. Теперь его будут сравнивать с другой классикой — с «Маленькими лисичками» Уайлера и с «Торжеством» Винтерберга, а у нас — с их дальними родственниками, «Еленой» Звягинцева и «Неоконченной пьесой для механического пианино» Михалкова.

Сравнивать, правда, не всегда будут в пользу «Августа».

MV5BMjMxODYxMDE5MV5BMl5BanBnXkFtZTgwNTAzOTIzMDE@__V1__SX640_SY427_

Драматургическое содержание фильма, унаследованное от заглавной пьесы, оставляет несколько противоречивое впечатление.

Кино развивается как семейный блокбастер — то самое «Механическое пианино». Семья большая, целая тайная вечеря, и вся как на подбор, от покойного героя Сэма Шепарда до 14-летней героини Абигайль Бреслин — благодатный материал для семейного психолога. Впечатление маленького сумасшедшего дома усиливает присутствие наблюдательницы-индианки, читающей на досуге Т.С. Эллиота — как говорится, кто из дому, кто в дом, кто над кукушкиным гнездом.

MV5BMTQzMDA0NjU1NF5BMl5BanBnXkFtZTgwMTI4NjQ3MDE@__V1__SX640_SY427_

Но в некий момент драматургу, на мой взгляд, чуть-чуть изменяет вкус. Или даже не вкус, а чувство меры. Это тот самый момент, когда те, кто остался в доме, становятся «маленькими лисичками». Зрителя, по идее, должно именно в этот момент бросить в холодный пот озарение: «Да ведь она чудовище!»

Но не бросает. «Большой кусок страха» летит мимо, потому что никакого озарения нет — да, она чудовище, это стало ясно еще час назад, а то и раньше. История с письмом и сейфом, которая нужна как момент истины, просто лишняя. А вот ситуация с якобы кузенами, которая вскрывается одновременно, действует гораздо сильнее — это, пожалуй, и есть подлинная кульминация фильма.

MV5BMTkxMzIwNTM2OV5BMl5BanBnXkFtZTgwMzAzOTIzMDE@__V1__SX640_SY446_

Разумеется, основные лавры собирают Мерил Стрип, от которой, впрочем, никто ничего иного и не ожидал, и Джулия Робертс — неожиданно для всех, а зря. Пора бы уже и перестать считать ее просто тяжелым оружием для блокбастеров, шумным и долговязым. Она умная и тонкая актриса, и в работе против Мерил Стрип ее качества проявились особенно удачно.

MV5BMTc0Mjg5ODIxMV5BMl5BanBnXkFtZTgwMjI4NjQ3MDE@__V1__SX640_SY428_

На фоне больших актеров как-то затерялась фигура режиссера. Некоторые вообще пишут, что фильм сделали актеры, а не режиссер. Но актеры не могут сделать фильм, так же как таблетки не могут говорить. Успех Джона Уэллса стоит оценить — вообще-то он известен преимущественно как продюсер, его предыдущий режиссерский фильм «В компании мужчин» — тоже с крутыми актерами — был куда слабее. Управлять большими актерами, а потом собрать из того, что получилось, большое кино — не самая простая в мире задача. Так что много номинаций, полные залы (в том числе у нас) и довольно много денег — все это заслуженно.



Tags: "Август", Апхем Мисти Энн, Бреслин Абигайль, Камбербатч, Купер Крис, Леттс Трейси, Льюис Джульетта, Макгрегор, Малруни, Робертс Джулия, Стрип, Уэллс-третий Джон, Шепард Сэм, Эллиот Томас Стернз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments