КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Конец сказки (рецензия на "Обитаемый остров. Схватка")

В кои-то веки пригласили в кино - cпасибо, gavro_shik!

Блоггерский показ оказался очень забавным экспириенсом, скорее позитивным. Понравилась публика в зале, а это, согласитесь, бывает нечасто. Пока в перерыве стоял в очереди за чипсами, мимо пробежала в направлении выхода чем-то обеспокоенная Юлия Снигирь - видимо, неотложные дела помешали остаться. Зрителей приветствовал Петр Федоров соло - к слову, больше похожий на Колина Фарелла, чем на капрала Гаала.

Двойной показ сам по себе оказался интересным опытом. Первый фильм посмотрел (в третий раз) с огромным удовольствием. (Все-таки он очень, даже слишком насыщен информацией...)

Второй фильм начался ровно там, где закончился первый - на танке. И понеслась... В той же степени, в какой первая часть была напичкана информацией, вторая часть оказалась упакована действием - потасовка на танке плавно переходит в падение бомбовоза (на белую субмарину практически), после которого сразу начинается апокалиптических масштабов война. Напряжение такое, что экран лопается пополам, но и этого мало - финальный поединок Максима и Странника проходит на фоне - иначе не скажешь - 11 сентября.



Кстати, тех, кто уже полюбовался в Интернете на экранку падения бомбовоза, хочется обнадежить - на большом экране все смотрится очень хорошо. Впрочем, все это - не главное, хотя и впрямь очень круто.

Не знаю, чья это заслуга - Роднянского, Бондарчука или сценаристов Дяченко, но фильм "Обитаемый остров", особенно его вторая часть, гораздо больше, чем от литературной основы, взял в смысловом плане от второй повести о Максиме - "Жук в муравейнике". А также, возможно, от других поздних вещей Стругацких, написанных ими, когда они уже порастеряли шестидесятнический идеализм.

Ну, или просто оказалось, что надо честно перенести книгу на экран, чтобы показать, насколько мало в ней было романтизма и идеализма. В первой части мы увидели тоталитарную действительность глазами человека будущего. Во второй части мы понимаем главное - это были глаза ребенка, которому, к сожалению, суждено вырасти.



Бондарчук ловко обманул зрителей, уже готовых поверить в то, что в будущем мы станем такими, как Максим. Наш молодой красавец, умный и справедливый ("Ваша политическая программа?" - "Справедливость!") - всего лишь зеленый юнец. Но он уже вполне готов взять к себе в старшие товариши ловкого резидента-гэбиста, и сам во вполне обозримом будущем обзавестись холодной головой и чистыми руками. Горячее сердце, к несчастью, уже бьется.

Всю первую часть мы удивлялись, как же Страннику удается казаться самой большой сволочью на всей планете. Во второй части случается смысловой катарсис, и приходит изумительное в своей простоте понимание того, что он и вправду здесь самая большая сволочь. Сказать правду удалось очень простыми средствами.

Славься, Отечество наше свободное.

Tags: "Обитаемый остров", Бондарчук Федор, Стругацкие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments