КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Category:

12+3

В прошедшем году мне многое не понравилось.

Все-таки очень заметно, что киноязык не развивается. Вроде бы научились рассказывать довольно сложные истории. Запредельных возможностей достигли технологии. Есть бюджет — творите шедевры! Но нет, все летит в какую-то пустоту.




Мы* ждем чуда от Нолана, потому что помним «Начало», за которое прощаем ему даже последнего «Темного Рыцаря», но он выпускает увеличенную в сто тысяч раз «Москву-Кассиопею». «Интерстеллар» — это не плохо, это очень круто с точки зрения повествовательного кино, но для жанра научной фантастики это прошлый век, для этого не нужно быть Ноланом.

Мы ждем чуда от Джексона, который, между прочим, ухлопал на свой 3D-HFR-путеводитель по вселенной Толкиена много жизни и здоровья, но самым интересным фильмов в трилогии «Хоббит» оказывается, к сожалению, первый, а все остальное нужно Джексону, как Полански — «Оливер Твист».

Мы ждем чуда от Кэмерона, но ждать его еще долго, зато Paramount с серьезным видом готовит к выпуску ремикс «Терминатора», от которого мы, положа руку на сердце, уж точно не ждем никакого чуда.



Отточенная десятилетиями капиталистическая модель кинопроката работает плохо — из-за перевернутой схемы потребления свой коммерческий потенциал воплощают лишь отдельные релизы. Прокатчики долго и мучительно ищут подходящие даты для выпуска своих релизов, а потом все равно переносят их; сильные фильмы тупо тянут друг на друга худое одеяло кассы. «Джон Уик» с Кеану Ривзом, в котором убивают 119 человек (из них 78 мочит сам Кеану Ривз), становится у нас новогодним фильмом — видимо, по опыту «47 ронинов». Невероятные «Пацаны» Давлетьярова меняют дистрибьютора и вместо ноября выйдут к 23 февраля — по иронии судьбы одновременно с «Батальоном» Месхиева, который снял «Американку» (т.е. первую версию «Пацанов»). «Левиафан» Звягинцева пытались выпустить осенью, но в итоге он тоже выйдет в феврале — спасибо родной цензуре за то, что члены Американской академии киноискусств увидели его раньше, чем мы.



Цензура — это вообще-то хорошо, это работает. Но только при жесткой тоталитарной системе регулирования отрасли, как при Госкино СССР или в золотые времена студийного Голливуда. В наших условиях цензура вкупе с прочими усилиями в области регулирования отрасли, включая слаженные действия дистрибьюторов, направленные на провал проката отечественных фильмов, верной дорогой ведут нас к малокартинью, товарищи. Проще застать в кинотеатрах какой-нибудь британский или французский арт-хаус, чем важные российские фильмы — лично мне не удалось посмотреть и половины, поэтому в нижеследующем списке вообще не будет отечественных фильмов (нельзя же выделять, например, «Как меня зовут» или «Я не вернусь», так и не увидев ни «Звезду», ни «Да и да», ни «Левиафана», ни «Сына», ни «Почтальона Тряпицына»).

Напоследок, но не в последнюю очередь — очень не понравилось, что в этом году не было фильма от братьев Коэнов, и что в следующем году его тоже не будет, а будет он только в 2016 году. И таким образом мы переходим, наконец, к моему списку лучших фильмов. Их будет ровно дюжина, плюс три лучших развлекательных фильма.

Начнем со «Звездной карты» Кроненберга — просто потому, что это самое свежее впечатление. Какая убойная сила, какая невыносимая, неоправданная жестокость! Огонь и вода. Глоток энергии от канадского маэстро — а после вялого и неинтересного «Космополиса» это энергия вдвойне (то есть не «пополам», если вы помните этот анекдот).

Untitled

«Исчезнувшая» Финчера, от которой мы ожидали всего лишь триллера, действительно, умело маскируется под триллер с парой перевертышей в духе 90-х. Но это гораздо больше, чем жанровая история. Здесь и психология семейной жизни, и самые уродливые приметы современной экономики и общественной жизни, и журналистика, как главный монстр современности.



Еще несколько ножей в спину современности от Джармуша и фильма «Выживут только любовники». Главные герои — тысячелетние люди, впитавшие в себя все языки, все культурное наследие и все научные знания всех цивилизаций Земли. Все остальные (мы) — зомби, живущие меньше ста лет, дерущиеся из-за нефти и готовые продать все что угодно за пачку денег.



Терри Гиллиам в «Теореме Зеро» поражает постиндустриальное общество с другой стороны — из (якобы) будущего. Главный герой Коэн (тезка древнейших священнослужителей, коэнов), сидя в своей универсальной церкви, живет ожиданием знака (телефонного звонка) от кого-то свыше, но знака нет. Мир загнал себя в тупик, и каждому придется искать свой собственный выход.



Но самый сокрушительный удар наносит Макдонах (который Джон Майкл) своей «Голгофой». Восемь дней из жизни героя прозрачно зарифмованы со Страстной неделей. Герой знает, чем все кончится, и не прочь это предотвратить, но он же не просто бородатый мужик с широкой эрудицией и большими кулаками, он все-таки святой отец. Финал отвечает на вопрос, зачем умирать во искупление грехов и как смерть искупает чужие грехи.



Шедевр фон Триера «Нимфоманка» можно записать в актив отечественному прокату как минус, который на минус дают плюс — фильм позиционировался как эротика, на которую у нас не ходят (причем Триера, чьи фильмы надо отправлять сразу в киношколы, минуя широкий прокат, у нас считают сумасшедшим извращенцем).



«Самый опасный человек» Корбайна — настоящая драма, шпионская и человеческая, достойно дополняющая обойму фильмов об истоках и последствиях 11 сентября, а еще это последняя — и исключительно достойная — работа Филипа Сеймура Хоффмана. Именно таким он и запомнится.



«Побудь в моей шкуре» Глейзера — фантастика без примесей, рассказанная исключительно визуально. Если бы не будоражащие закадровые шумы, фильм можно было бы смотреть, как немое кино — диалоги полностью отделены от истории, они не объясняют ничего. Это настолько здорово сделано, что вы чувствуете кино своей собственной шкурой — оно визуально великолепно.



«Венера в мехах» — очередной шедевр Полански. История Ванды и Куземского вставлена в пьесу, которую репетируют драматург и неведомая сущность, притворяющаяся глупой актриской. Пьеса на двоих в одной декорации, если она не усыпляет зрителя, а держит его полтора часа в напряжении — это дико круто.



Поэтому «Лок» Стивена Найта еще круче. Одна машина, один герой, одиннадцать невидимых собеседников, один из которых уже умер. Вся история рассказана в лоб — по телефону. Результат — захватывающее кино с невероятным саспенсом.



И конечно, «Отель "Гранд Будапешт"» Уэса Андерсона — изумительная вещица ручной работы, из тех, что ставят на каминную полку — в хозяйстве не нужна, но глаз не оторвать. Полное впечатление, что перед тобой листают тщательно разрисованную старую книгу о слегка приукрашенном и частично выдуманном вчерашнем мире Старой Европы, еще не знакомой с человекообразными в униформе со сдвоенными зигзагообразными литерами в петлицах.



И «Отрочество» Линклейтера, которое он снимал 12 лет, эпизодами по 10—15 минут, пока его герои кто рос, а кто старел! Фильм работает вопреки тому, что у него проблемы с учебником драматургии — главный герой ни к чему не стремится. Он растет. Этим и интересен.

Untitled2

А теперь тройка развлекательных фильмов. Вот она.

«Стражи Галактики». Очень много компьютерной графики, чудовищ и космических пиратов, а также дерево и особенно енот, но Джеймсу Ганну удалось замаскировать под глупую космическую оперу то самое старое тинейджерское кино, по которому мы так соскучились, в котором можно доказать свою правоту, танцуя.



«Миллион способов потерять голову» Сета Макфарлейна можно громко ругать за несемейный юмор, но это очень свежий и очень смешной антивестерн. Его герои — трусливый ковбой, застенчивая проститутка, хлыщ из магазина мужской косметики, оторва — жена бандита, изысканный ирландец, укурки-индейцы. «Хорошо» по-индейски — «милакунис». Жанр вестерна очень нуждался в таком фильме.



И блистательная «Грань будущего» Лаймена. Были десятки попыток поставить военный фантастический блокбастер. «Грань будущего» — круче всех.



С наступающим Новым годом, увидимся в кино!



Tags: "Венера в мехах", "Выживут только любовники", "Голгофа", "Грань будущего", "Звездная карта", "Исчезнувшая", "Левиафан", "Лок", "Миллион способов потерять голову", "Нимфоманка", "Однажды" ("Американка"), "Отель "Гранд Будапешт", "Отрочество", "Побудь в моей шкуре", "Самый опасный человек", "Стражи Галактики", "Теорема Зеро", Андерсон Уэс, Ганн Джеймс, Гиллиам, Глейзер Джонатан, Давлетьяров, Джармуш, Звягинцев, Корбайн, Коротков Юрий, Кроненберг, Лаймен Дуг, Линклейтер, Макдонах Джон Майкл, Макфарлейн, Найт Стивен, Полански, Финчер, Фон Триер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments