КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Евгений, у меня на вас аллергия (1)

Интервью с режиссером дивной короткометражки «Масоны» — притчи о смысле жизни, замаскированной под абсурдистское роудмуви — можно прочитать ниже, в перепосте.

Безымянный

Это тизер. Когда картина откатается по фестивалям, в онлайне появится полная версия.



А вот и перепост.

Оригинал взят у lorakamzayв Бабушки и масоны.

О том, как снять Сибирь в 5-ти километрах от МКАД, может ли русский юмор идти на экспорт и других секретах одного из самых успешных короткометражных фильмов года рассказывает его автор - режиссер Дарья Власова.



Камзай Когда посмотрела фильм, у меня было ощущение что его снял крепкий профессионал  или по крайней мере  режиссер, у которого уже несколько фильмов за плечами. А это всего лишь  твой  ВГИКовский диплом,   студенческая работа, которая  удивляет качеством и  профессионализмом. Как получилось сразу снять без помарок и ошибок? Тема оригинальная, но не простая, особенно для комедии. Как же так  с первого – взять и попасть и  в тему,  и в аудиторию? Рассказывай!

Власова  Я часто слышу слово «масоны» в рамках теории заговора от людей, которые ничего не понимают в политике. Мне всегда казалось это смешным - сама тема с масонами и как у нас в России  это видят. На первом курсе ВГИКа, я поняла что можно  сделать из этого комедию. Я подумала: «А что будет, если я их поселю где-нибудь в Сибири и сделаю их не самыми интеллектуальными людьми?» Я не берусь расследовать, кто такие масоны  на самом деле, есть ли у них какое-то влияние на мировую политику или нет. Мне было интересно, как бабушки в русских селах на это смотрят.
Камзай С помощью кино поезда ВГИКа ты привезла кино как раз к этим бабушкам. Какая реакция была?
Власова. Обычно принимают хорошо, смеются, нет вопросов, как там, например, РПЦ показана. Все-таки фильм, я следила за этим, никого не оскорбляет. Это такой добрый смех над собой, не знаю, понимают ли люди, что они смеются над собой, но я надеюсь, что понимают.
Камзай То есть РПЦ не протестовала?
Власова Не то чтобы я это в семинарии показывала, но обычно нет. Был один случай, когда в Беларуси запретили, департамент культуры это решил. Но их удалось уговорить, так как фестиваль очень хотел фильм показать. В департаменте была женщина, которая считала, что православная церковь плохо показана. Но в России таких проблем не возникало. Видимо, в рамках комедии (и возрастного ценза 16+) ирония над институтом церкви у нас пока ещё принимается. Если бы еще не в рамках комедии это принималось…
Камзай  Священник сразу в сценарии был?
Власова Да, эту роль я писала специально для своего одногруппника – Петра Грезева (у нас была режиссерско-актерская мастерская). Ему постоянно давали роли красавцев, а он всегда любил какой-то треш. Я знала, что он это хорошо сделает. Отец Иоан был с самого начала.



Камзай  Ты как-то в одном интервью развила интересную тему, чем кинообразование у нас в стране отличается от зарубежного. Одно из отличий, что там очень много обсуждений, даже на стадии идеи фильма. А о Масонах ты рассказывала, делилась? Что говорили на уровне сценария?
Власова Я ни с кем это не обсуждала. Идея была уже на первом курсе. Боялась ее, потому что не очень понимала, как я это буду делать. Потом решилась и  написала сценарий за одно лето, давала почитать сценаристам. Один из них - Влад Малахов, предложил добавить линию с женщиной в чебуречной и это была настоящая жемчужина. И еще у меня есть муж (тоже пишущий режиссёр), которому я даю читать первому. Он прочитал, сказал, что все хорошо, я что-то добавила после этого,  но не много. То есть на каком-то этапе мне нужна консультация, но писать я предпочитаю сама.
Камзай - Твой ВГИКовский мастер - Владимир Меньшов. Какая у него была реакция на фильм?
Власова Я так и не знаю, что он на самом деле думает. У нас был групповой просмотр всех работ перед дипломом, за месяц, чтобы можно было доработать. Я видела, что он улыбался, но у меня было ощущение, что он пока не знает, что об этом думать, не знает, на какую полочку это положить.  Но мне было приятно, потому что я привела в замешательство мастера!  В целом это положительная реакция. Второй мастер – Владимир Тумаев, говорил, что ему понравилось.
Камзай Ты говорила, что когда решила учиться на режиссера, то поступала везде, а попала именно к Меньшову. Как он набирал курс? Как получилось, что  тебя выбрали?
Власова Владимир Валентинович сам присутствовал на всех турах, это был его первый набор во ВГИКе, он к этому очень серьезно относился. Было четыре тура. Первый тур был письменный, мы не общались. Познакомились на втором. Часто у мастеров, которые давно набирают мастерские, есть какие-то творческие задания даже на устных турах, например, при наборе в мастерскую Хотиненко – Фенченко или к Абдрашитову, а у Меньшова в основном был живой диалог. Я в то время ездила все время между Питером и Москвой и у меня сознание было такое непонятное, поэтому я особо не волновалась . Я спокойно посидела, пошутила с Меньшовым и это было правильно.



Камзай У тебя были до ВГИКа были уже видео работы?

Власова Были, но сначала я вообще поступила  в Финансовую академию (теперь Финансовый Университет). Там на первом курсе поняла, что не мое. И пошла учиться на курсы «Арткино». Это было здорово, в первый год смотрели много фильмов  и их разбирали. Второй год снимали всякие упражнения по системе, которую в России  впервые применил Владимир Алексеевич Фенченко,  монтажные упражнения в основном. Год я снимала что-то постоянно, и представление как мыслить киноязыком у меня уже было. И первый год я часто помогала одногруппникам во ВГИКе делать раскадровки и монтировать.

Камзай Когда ты пишешь сценарий, ты предполагаешь  – вот здесь смеяться, здесь шутка. Реакция публики совпала, с тем, что ты планировала?

Власова Мне кажется странным, если полностью будет совпадать, это уже роботизм какой-то. Критерий был такой –  я представляю написанную сцену у себя в голове, а дальше два варианта:  либо мне смешно, либо нет. Никаких читок я не устраивала. Это все было у меня в голове. Большинство шуток сработало. Потом же был еще монтаж – что-то я могла убирать. Но из смешных моментов я ничего не убирала практически. Там была одна шутка, которая мне не нравится, я не буду говорить какая. Она там до сих пор есть, над ней никто не смеется.  Но есть еще одна шутка, над которой тоже никто не смеется, но мне она так нравится, что пусть я буду одна смеяться  – ничего страшного. Я точно знала, что сцены с батюшками в чебуречной будут смешным, так и вышло. Это меня радует. Иногда реакция даже лучше, чем я предполагала.

Камзай Во время учебы во ВГИКе до диплома ты уже делала попытки повеселить публику?

Власова Студенты во ВГИКе делают три фильма. В моих учебной и курсовой ничего не было близкого к комедии. Первое кино было абсолютно непонятным, черно-белым, про китайца в замкнутом помещении. Это я сейчас могу рассказывать смешно, но это была такая нуарная стилистика - непонятно, что происходит, никто практически ничего не говорит, тревожное состояние. Благодаря ему я попала на Berlinale Talent Campus. Второй фильм «Анастезия» -  там такая документальная манера съемки, похоже на что-то социальное, я была с ним на фестивале в Клермон-Ферране, а в России его мало кто видел. Так что комедий не было, но фильмы эти мне не менее дороги.



Камзай Как проходили съемки? Понятно, что нужно было экономить, удалось ли в бюджет вписаться?

Власова Съёмочный процесс занял два месяца,  всего было 12 смен. Я не знаю как мы это сделали, потому что у нас было 5 актеров , которые все постоянно были заняты в театре и в кино. Всё снимали в Москве: Сибирь была снята в 5 км от МКАД. Искали локации все вместе, помимо оператора и меня, сильно помогала Лиза Мирзоева (линейный продюсер). Снимали в бодром режиме: практически каждый день новая локация,  а ВГИК дает 8 часов на все – приехать, обжиться, отснять, уехать.  8 часов это очень мало.

Камзай Когда ты думала о Масонах у тебя были визуальные рефенсы какие-то?

Власова Вот это первый раз, когда их не было, что странно. Хотя это комедия, я на другое обращала больше внимания. По стилю существования актеров у меня был основной референс – ранний Аки Каурисмяки, у которого часто бывало, что придурковатые молодые люди куда-то едут. Я на него ориентировалась, но писала сама. Никаких русских комедий я не держала в голове точно.  Другое дело Даниил Фомичёв – оператор – он постоянно думал об общем визуальном решении и о каждой сцене в отдельности.  А так как я ему очень доверяю, я не сильно волновалась, что сама про художественность кадра почти не думала.
С актерами очень помогла Анна Доценко, продюсер. Я не люблю искать актёров по базам и интернету, обычно я либо знаю, кого хочу видеть в той или иной роли, либо не знаю. И как раз во втором случае меня выручает Аня – она кастинг-директор от Бога. Она нашла Сергея Епишева (роль: Яков) и Михаила Тройника (роль: Пётр). Дениса Самойлова (роль: Павел) нашла уже я через общих знакомых; он тогда заканчивал последний курс в Щукинском учиище. На роль Мастера сначала был утверждён другой актёр, но я очень рада, что играл в итоге Геннадий Юдин. Утверждённый предварительно актёр не смог сниматься и сообщил об этом за пару недель до съёмок, а Даня (Даниил Фомичёв – оператор фильма) снимал Геннадия в другой своей картине, так мы и познакомились.



Камзай С отечественной публикой все понятно, она твоих «Масонов» поняла и приняла. Получается ли экспортировать такой продукт? Можно ли сказать, что это исключительно  российская  история?

Власова Думаю, да.  Я пробовала отправлять «Масонов» на зарубежные фестивали, но всё  безуспешно. Думаю, тому есть несколько причин: во-первых, 30 минут - это плохой формат, во-вторых, в фильме очень много диалогов и сложно читать субтитры, и третье (самое главное), абсолютно непонятный за рубежом контекст: почему это должно быть смешно. Там у слова «масоны» совершенно другая коннотация. Если бы я переводила не Freеmasonry,  а Sect или Cult, может было бы лучше, но все равно – чебуреки, православные батюшки, эти темы в других странах не очень понятны.

Камзай Ну у нас в стране есть своя понимающая  многомиллионная аудитория, этого может бы вполне достаточно.

Власова И нет возможностей выйти на нее.

Камзай Да, это проблема для любого короткого фильма. Но есть интернет и фестивальные показы. На Кинотавре  была в этом году была очень сильная программа, хорошие работы участвовали. Достойная конкурентная среда.

Власова Да, абсолютно согласна. Было показано много интересных и сильных работ, тем приятнее было получить специальная приз кинокритиков с формулировкой «За ироничный и жалостливый взгляд на российское мужское сообщество, потерявшееся в пустыне реальности». Для меня получить от критиков - - это высший пилотаж, потому что я делала как раз абсолютно зрительское кино, как мне казалось.

Камзай «Масоны» уже живут своей жизнью – показываются, обсуждаются. Твой первый полнометражный проект так же получил премию питчинга Кинотавра.

Власова Мне было это очень важно. Там впервые была такая система, что заявки могут подавать только участники  конкурса короткого метра. И с этим были связаны  проблемы, потому что не все режиссеры заранее знали, что участвуют и  было мало времени подготовится. У меня был сценарий и я даже подавала его на питчинг там, но потом я  от него отказалась. И в итоге за десять дней сделала расширенный синопсис другого фильма. Сценарий называется «Молодая Зина», он  о девушке, которая приезжает в маленький заполярный городок из большого города. Героиня хочет преподавать детям. Но вместо этого она  попадает в дом престарелых и пытается их чему-то учить, у нее не очень-то получается. Я это питчинговала, мы с Кирилом Плетневым разделили главный приз. Приятно, когда люди в тебя верят, особенно приятно, когда эти люди – ведущие российские продюсеры.



Камзай Это же совсем не комедия, что-то другое по жанру?

Власова Да, другое. Из референсов могу назвать в основном европейское кино, типа Ульриха Зайдля и Брюно Дюмонда. Такая эстетско-абсурдная социалка. При этом я уверена, что там будет юмор, потому что мне это нравится. Но думаю, юмор будет не такой, как в «Масонах»: чуть менее очевидный, получше спрятанный. Может быть, более спорный и провокационный.

Камзай Тяжела судьба короткого метра в России, но ты, несмотря на это,  задумала снимать еще один.

Власова Да, мне нравится короткий метр: он часто более свежий, тем более, что мне недо привыкать к этому формату, как например, надо привыкать к полному. Вот и сейчас мне в голову просто пришёл сценарий, который меня подтачивает изнутри и говорит мне: «Выпусти меня наружу и станет легче!» Там история очень простая – идеально нормальная семья живет в идеально нормальной квартире и в какой-то момент на кухне у них появляется корова. Просто вдруг появляется. И они как-то на это реагируют. Они все в корове видят что-то свое.
Не знаю, что выйдет из всех моих задумок, но иметь их в голове и постоянно думать о них – это самая приятная для меня часть кинопроцесса.




Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Суд над чикагской семеркой

    Мой разбор одного из важнейших фильмов года можно посмотреть здесь: Где учат так разбирать фильмы — здесь же и учат, неподалеку 😀 Прошло…

  • Отзывы учеников и читателей

    Я решил сделать отдельный пост с отзывами моих учеников и читателей, но сначала хочу напомнить что у меня вообще-то очень много публикаций в офлайн-…

  • Цены на курс «Кинограмотность» растут!

    Да, к сожалению, цены растут, это естественный процесс. Тем, кто успел купить полный курс до сегодняшнего дня, удалось сделать это менее чем за 10…

  • Дистанционные курсы Камилла Ахметова

    Курс КИНОГРАМОТНОСТЬ предназначен для поступающих в киношколы и любителей кино. Курс 125 ЛЕТ КИНОДРАМАТУРГИИ посвящен истории кино и развития…

  • ДОВОД

    Мы живем в сумрачном мире, нет друзей на закате... Давайте обсудим довод, который убедил кинозрителей оставить в эти выходные в кинотеатрах около…

  • Объявлен набор на дистанционный курс КИНОГРАМОТНОСТЬ

    Многие любители кино хотели бы научиться лучше понимать кино. А некоторые, самые амбициозные, уже учатся его делать. И тем, и другим нужны…

  • ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

    Четыре месяца назад я завел Instagram-аккаунт и успел опубликовать в нем довольно много моих авторских учебных материалов о кино, пока его вероломно…

  • Бесплатная лекция о драматургии

    Анна из издательства «Альпина Нон-фикшн» поговорила со мной о книгах К. М. Уэйланд «Создание арки персонажа» и…

  • «125 лет кинодраматургии»: курс начинается сегодня

    Осталось восемь часов, чтобы зарегистрироваться на полный курс «125 лет кинодраматургии». Курс «125 лет кинодраматургии»…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments