Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Черно-белый цвет
kamill
Премии «Ника» за 2015 год в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий» были присуждены фильму «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Одновременно премии «Лучший режиссер», «Лучший оператор» и «Лучший художник-постановщик» получили, соответственно, Станислав Говорухин, Геннадий Карюк и Валентин Гидулянов за фильм Говорухина «Конец прекрасной эпохи».

Эти факты вызвали много комментариев относительно обоих режиссеров и обоих фильмов, а также многих других кинематографистов, фильмов, и Российской Академии кинематографических искусств, учредившей премию «Ника». Со своей стороны могу сказать — фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» я считаю главным достижением российского кино прошлого года, а «Конец прекрасной эпохи» я таковым не считаю, но зрительски он мне понравился. Ниже — то, что я написал о фильме Станислава Говорухина в октябре прошлого года.

3633_5

Жестко критикуемый «Конец прекрасной эпохи» Говорухина — первый из поздних фильмов Станислава Сергеевича, который мне понравился после «Артистки».

Недостатки фильма заканчиваются там, где они переходят в достоинства. Да, многие актеры играют не роли, а свою фактуру и текст. Но Ходченкова, Гармаш и Астрахан прекрасны в любом случае, что бы они ни играли.

Да, драматургия балансирует на грани вымирания, потому что рассказы из довлатовского «Компромисса» сколочены вместе методом грубой силы и не порождают единой истории. Да, по фильму можно было бы расставить титры: «Компромисс первый», «Компромисс пятый», «Компромисс восьмой», «Компромисс девятый», чтобы альманах коротких фильмов не притворялся полным метром. Но он им не так уж и притворяется.

konec-prekrasnoj-epohi-scene

Да, Говорухин не создает на экране «липкий, невыносимый абсурд», как этого хотелось бы критикам... Но ведь и Довлатов — не Кафка!

А режиссер говорит все, что хотел сказать об оттепели, ее конце и последствиях, еще в документальном прологе (если не ошибаюсь, там и кадры из «Заставы Ильича» есть) и — несмотря на то, что фильм стопроцентно повествовательный — в превосходной черно-белой картинке. Привет от эпохи черно-белого телевидения, черно-белых газет, черно-белых новостей — черной-белой современности.

Да, фильм не сложный. А кто сказал, что только сложные фильмы требуют зрительской работы?


  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account