Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Завиральные идеи
kamill
Вполне очевидно, что ни один из релизов этой недели «Экипажу» с его зачином первого уикенда и с его великолепным «сарафаном» не конкурент — приостановить его победное шествие по экранам сможет только «Первый мститель: Противостояние», который выходит только на будущей неделе.

Поэтому в преддверии второго рекордного уикенда «Экипажа» я хочу немного поразмышлять о том, чем меня тревожит этот релиз.



Вовсе не тем, что вместо обещанного «не-римейка» фильма Александра Митты мы получили железный, стопудовый римейк.

И не тем, что студии так уж занадобилось засветить в титрах участие большого сценариста Юрия Короткова, хотя любому ясно, что он и прямой как палка сценарий нового «Экипажа» — это, как говорил Джулс Уинфилд, не одно и то же поле, не одна и та же лига, и даже не один и тот же вид спорта.



Меня беспокоит вот что. Три года назад вышла «Легенда №17» Лебедева, мы все ее хвалили — понятно, с оговорками про щеночка, трос и полумистическую историю знакомства героя с его будущей женой — и только самые умные из нас (не я, я до этого совсем недавно додумался) видели, что кино сознательно стилизовано под соцреализм, приближено к нему, и в этом большая доля его успеха.

И вот Лебедев делает римейк «Экипажа» Митты — а это именно римейк, не извольте сомневаться, только вместо беременной дочки — сын-паркурщик, вместо стюардессы — летчица, вместо яблока — красное вино, вместо ссоры из за бывшей подруги — ссора из экзистенциальных соображений, вместо бывшей семьи — настоящий отец-авиаконструктор, вместо заклинившего стабилизатора — уже традиционный для фильмов Лебедева трос, вместо хвоста — шасси, вместо медкомиссии со знаком минус — физкультура со знаком плюс. И это римейк, прошу заметить, семидесятнического фильма.



Но на этот раз получается уже не стилизация под соцреализм, а он самый, родимый, за 80 лет ничуть не изменившийся. Абсолютно линейная, выхолощенная драматургия. Параллельный монтаж в гомеопатических дозах — Д. У. Гриффит может спать спокойно. Архетипы «железный старик», «видавший виды профессионал» и «молодой бунтарь с горячим сердцем» разговаривают друг с другом репликами вроде «Здравствуй, большой директор маленькой авиакомпании, это тебе звонит большой авиаконструктор на маленькой пенсии» и «Да я с тобой вообще разговаривать не хочу, но надо же рассказать зрителю, что ты ни на одной работе не уживаешься, потому что ты слишком свободолюбивый и принципиальный, поэтому сиди и слушай». О реплике «Если речь о тебе, то я свободна», которая досталась Катерине Шпице, даже вспоминать стыдно, но надо.

Тут, конечно, со мной хочется поспорить — зато какие актеры! Зато какой экшн! ЕСТЕСТВЕННО! Соцреализм именно за это и любили — за «таких» актеров и за «такой» экшн! Актеры были — великие! И сейчас прекрасные — Владимир Машков, Данила Козловский, классик Сергей Шакуров, который мог одной короткой сценой оправдать то, что в фильме про механика Гаврилова нет механика Гаврилова. И экшн прекрасный, спасибо, что снова научились делать это, как умели 80 лет назад (вспоминаем «Чапаева» и «Мы из Кронштадта»).



Есть, правда, ощутимая разница. Режиссеры трицатых годов вряд ли приветствовали приход соцреализма. Ведь они только что своими руками построили один из лучших и самых авангардных кинематографов в мире! А мы спустя 80 лет, выходит, своими руками сооружаем новый соцреализм.

И с одной стороны, хочется напомнить, что в прошлый раз вся эта бодяга, вместе с «большим стилем» и «малокартиньем», заняла четверть века.

Но с другой стороны, «малокартинье» вместе с «большим стилем» («Сталинград», «Батальон», «Битва за Севастополь») вроде бы уже здесь. Так может, на этот раз уложимся в пару пятилеток?


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account