Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Профессия — репортер
kamill

Почему-то мне показалось очень кстати напомнить о нескольких важных фильмах про журналистов.

Недавно мы вспоминали о двух таких фильмах, о «Доброй ночи и удачи» Джорджа Клуни и о сенсации этого года — «В центре внимания» Тома Маккарти. Теперь, наверное, можно вспомнить, откуда это все пошло — из «Всей президентской рати» Алана Пакулы.

17 июня 1972 года пять темных личностей вломились в штаб-квартиру американской партии демократов, расположенную в вашингтонском отеле «Уотергейт». По вызову приехала полиция. При задержании у темных личностей изъяли фотографческую и подслушивающую аппаратуру. Так получилось, что в редакции The Washington Post этим происшествием занялся молодой репортер Роберт Вудворд. Вскоре к нему присоединился его более опытный коллега Карл Бернстайн.

imageimage

У власти была республиканская администрация, и это был год выборов. Разумеется, во взломе заподозрили представителей республиканской партии, а точнее, комитет по переизбранию президента. И, разумеется, республиканцы во главе с Ричардом Никсоном все отрицали.

Целых полгода Вудворд и Бернстайн, которых вскоре стали называть «Вудстайн», не покладая рук, опрашивали людей, которые что-то видели, что-то слышали, что-то знали. Людей, которые были запуганы правительством, и давали информацию только под гарантии анонимности. В числе этих людей был даже Марк Фелт, тогдашний заместитель директора ФБР, который также предпочел остаться неизвестным широкой публике, и фигурировал под псевдонимом «Глубокая Глотка». Боб Вудворд держал этот источник в тайне более тридцати лет, пока сам Фелт, которому было уже за девяносто, не разрешил своему адвокату рассказать журналу Vanity Fair о том, что именно он был «Глубокой Глоткой».

Директор республиканского комитета по переизбранию подал в отставку, и новый директор вынужден был признаться в том, что комитет республиканцев нарушал закон о предвыборных кампаниях, финансируя слежку за демократами из предвыборного фонда. Но президент Никсон продолжал отрицать участие Белого дома в этих событиях – до тех пор, пока источник в самом Белом доме не опроверг ложь президента. Оказалось, что слежкой за демократами занималась целая команда под руководством сотрудницы Белого дома, а отчеты о работе этой команды получал сам главный советник президента, Джон Дин. И Вудворд с Бернстайном оказались первыми, кто все это опубликовал. Никсон ушел в отставку, Дин сел в тюрьму.

Вудворд и Бернстайн опубликовали книгу «Вся президентская рать» – весьма увлекательное и познавательное чтение, дающее определенное представление о том, что такое журналистская работа и журналистское расследование в независимой прессе. Всю историю о себе они написали в третьем лице, примерно в такой манере:

Вудворд закончил вторую страницу и передал ее редактору. Бернстайн тут же утащил ее к своей пишущей машинке. Вудворд отправился разобираться, в чем дело. Бернстайн переписывал его заметку. Вудворд прочел переделанный вариант. Он оказался лучше.

Права на экранизацию «Всей президентской рати» тут же приобрел Роберт Редфорд. Он не собирался играть в картине сам, но иначе студия Warner Brothers отказывалась финансировать картину, поэтому Редфорд взял на себя роль своего тезки Вудворда. На роль Бернстайна нужна была эквивалентная большая звезда, и ею стал Дастин Хоффман.

imageimage

Роль Бена Бредли, несгибаемого редактора «Пост», дивно сыграл Джейсон Робардс. Именно он получил единственного актерского «Оскара» за этот фильм. На роль таинственного источника – при помощи Вудворда, единственного, кто знал «Глубокую Глотку» в лицо – подобрали Хэла Холбрука. Режиссером «Всей президентской рати» мог стать англичанин Шлезингер, но он отказался под тем предлогом, что это «американская» история. В итоге фильм снял Алан Пакула.

Сценарий, который написали для фильма Карл Бернстайн и Нора Эфрон, Редфорд забраковал. Со сценаристом Уильямом Голдманом он работал еще на «Буче Кэссиди и Санденс Киде». Но просто переработать книгу в сценарий не получилось, пришлось привлечь массу источников, провести  много часов с редакторами и журналистами «Вашингтон Пост», проверить множество фактов. Позже Голдман говорил, что никогда не взялся бы за этот сценарий, если бы знал, сколько работы ему предстоит. Но именно за «Рать» он получил второго из двух своих «Оскаров».




Последние записи в журнале


?

Log in

No account? Create an account