КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Category:

Пикник на обочине

У “Сталкера” Тарковского много трактовок.

image

Я думаю, что в "Сталкере" он разделил всех людей на категории согласно их отношению к богу.

Сам бог в фильме не появляется, и даже Комнату, до которой очень сложно добраться, чтобы пообщаться с богом, в фильме не показывают. Зато о чудесах, на которые он способен, ходит много слухов, вроде внезапного богатства некого Дикобраза.

image О том, как в действительности относится к богу власть, которую в фильме олицетворяют люди в шлемах с буквами “АТ” (это не “антитеррор” и не “armed troops”, а просто “Андрей Тарковский”), ничего не известно. Сталкер говорит, что “они боятся”, но боятся-то они Зоны.

Хотя, если понимать Зону, как сакральную территорию, то уместо вспомнить поговорку “как черт от ладана”. В любом случае, их задача – ни в коем случае не подпустить к богу никого. Воообще никого. Стрелять на поражение.

Рэд Шухарт в “Пикнике на обочине” называл их жабами.

image Сталкер – это, на первый взгляд, идеальный священнослужитель. Он аскет, живет в насквозь отсыревшей хибаре, не просит ничего для себя, не пытается общаться с богом сам, не служит посредником в общении с богом. Он только помогает добраться до Комнаты и дает советы.

Но есть и у него пунктик – он любит отбирать истинно достойных общения с богом, а промеж них – еще и тех, кем можно пожертвовать.



image Профессор – ученый, исконный враг бога с двадцатью килотоннами в рюкзаке. У него даже якобы есть мотивы – не допустить исполнения желаний маньяков, преступников и диктаторов, но мы-то понимаем, что для кровной вражды и ненависти мотивы не нужны. Он щадит бога из жалости к тем, для кого Комната – последняя надежда, но на самом  деле это не он, это Тарковский.

Писатель – этакий декадент, герой вообще не отсюда, в нем легко узнать Виктора Банева из “Гадких лебедей”, он даже говорит его текст.

Ни тому, ни другому – а они оба прошли кропотливый отбор Сталкера и “мясорубку” – нечего сказать богу.

image Жена Сталкера – фактически Гута из “Пикника на обочине”. Она и женщина, и народ. Ее удел – любить, терпеть, растить детей и ни о чем не жалеть. У нее-то как раз есть, что сказать богу, да только ее нет в списке кандидатов на посещение Комнаты.

Справедливости ради можно вспомнить о том, что мысль поселиться с женой и ребенком в Зоне, где так хорошо, у Сталкера появляется – но только в порядке бреда.


image О том, как к богу относится молодежь, мы тоже не узнаем – Мартышка у Тарковского, как и в третьей части “Пикника на обочине”, молчит. Кроме того, она несамостоятельна (отец носит ее на плечах). Зато у нее огромный потенциал, и о том, чего она добьется, когда вырастет, можно только фантазировать.


Tags: "Праздник святого Йоргена", "Сталкер", Гринько, Кайдановский, Солоницын, Стругацкие, Тарковский, Фрейндлих Алиса
Subscribe

Posts from This Journal “Тарковский” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments