КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Category:

Черничный пирог

«Теснота» дебютанта Кантемира Балагова, которая только что вышла в прокат — очень реалистичная и искренняя картина исключительно внимательного автора. Фильм снят в формате 4:3 — тот самый формат видео, в котором поколение 1990-х смотрело и страшненькую российскую эстраду, и «Криминальное чтиво», и разные другие вещи.

Не последнюю роль в фильме играет (в контексте российской глубинки того времени) видеокультура — подробности я, с вашего разрешения, опущу, как и любые намеки на национальный контекст, чтобы вам не было «все понятно». «Я так быстро приеду, что ты не успеешь сказать «черничный пирог», — сообщает главной героине (прекрасная работа дебютантки Дарьи Жовнер) ее молодой человек, и это для него очень длинная реплика. Актеры работают великолепно, особенно исполнители взрослых ролей. Видно, что режиссер сделал все, что он хотел сделать, и сказал все, что он хотел сказать.



Но все это не может подменить драматургию или оправдать ее слабость. В современном европейском кино, с которым сейчас все сравнивают «Тесноту» под влиянием ореола сенсационности после «Кинотавра» и Каннского фестиваля, авторы все-таки не пренебрегают драматургией. У Балагова же драматургия номинальная — кино делится на три акта и в нем что-то происходит.

Центральная история фильма — о похищении и выкупе на фоне взаимоотношений семьи с социумом. Но в этой истории главная героиня — вовсе не дочь. Более того, дочь в этой истории практически не участвует. Главная героиня, у которой есть интересная зрителю цель, которая практически по трупам к ней идет и так или иначе добивается ее — это мать (Ольга Драгунова, которая, как ни странно, тоже впервые в кино). Формальный глава семьи (Артем Цыпин) здесь на подхвате.



Однако, Балагов рассказывает историю с точки зрения героини Жовнер — дочери. Да, она блистательно сыграна, но сама по себе эта пацанка с ее проблемами совсем не интересна, в центральной истории с похищением она участвует чисто технически, поступков не совершает. Меня, как зрителя, ее судьба вообще не волнует. Мне интересно, что делает и что будет делать дальше ее мать, которая в этой истории все решает, от которой все зависит. И если бы история была рассказана с ее точки зрения, кино было бы совсем другое — это действительно была бы остросюжетная и остросоциальная драма.



Балагов не просто перспективный режиссер, это тот самый режиссер, который может снимать так до зарезу нужное сейчас реалистичное кино. И Жовнер, конечно, актриса, которую мы еще увидим. И «Теснота», безусловно, высказывание. Но расхваливать этот фильм на все лады можно, на мой взгляд, только от большого голода по реализму.

Наверное, так и вышло.

Tags: "Теснота", Балагов, Драгунова, Жовнер, Цыпин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Суд над чикагской семеркой

    Мой разбор одного из важнейших фильмов года можно посмотреть здесь: Где учат так разбирать фильмы — здесь же и учат, неподалеку 😀 Прошло…

  • Отзывы учеников и читателей

    Я решил сделать отдельный пост с отзывами моих учеников и читателей, но сначала хочу напомнить что у меня вообще-то очень много публикаций в офлайн-…

  • Цены на курс «Кинограмотность» растут!

    Да, к сожалению, цены растут, это естественный процесс. Тем, кто успел купить полный курс до сегодняшнего дня, удалось сделать это менее чем за 10…

  • Дистанционные курсы Камилла Ахметова

    Курс КИНОГРАМОТНОСТЬ предназначен для поступающих в киношколы и любителей кино. Курс 125 ЛЕТ КИНОДРАМАТУРГИИ посвящен истории кино и развития…

  • ДОВОД

    Мы живем в сумрачном мире, нет друзей на закате... Давайте обсудим довод, который убедил кинозрителей оставить в эти выходные в кинотеатрах около…

  • Объявлен набор на дистанционный курс КИНОГРАМОТНОСТЬ

    Многие любители кино хотели бы научиться лучше понимать кино. А некоторые, самые амбициозные, уже учатся его делать. И тем, и другим нужны…

  • ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

    Четыре месяца назад я завел Instagram-аккаунт и успел опубликовать в нем довольно много моих авторских учебных материалов о кино, пока его вероломно…

  • Бесплатная лекция о драматургии

    Анна из издательства «Альпина Нон-фикшн» поговорила со мной о книгах К. М. Уэйланд «Создание арки персонажа» и…

  • «125 лет кинодраматургии»: курс начинается сегодня

    Осталось восемь часов, чтобы зарегистрироваться на полный курс «125 лет кинодраматургии». Курс «125 лет кинодраматургии»…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments