?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Черничный пирог
kamill
«Теснота» дебютанта Кантемира Балагова, которая только что вышла в прокат — очень реалистичная и искренняя картина исключительно внимательного автора. Фильм снят в формате 4:3 — тот самый формат видео, в котором поколение 1990-х смотрело и страшненькую российскую эстраду, и «Криминальное чтиво», и разные другие вещи.

Не последнюю роль в фильме играет (в контексте российской глубинки того времени) видеокультура — подробности я, с вашего разрешения, опущу, как и любые намеки на национальный контекст, чтобы вам не было «все понятно». «Я так быстро приеду, что ты не успеешь сказать «черничный пирог», — сообщает главной героине (прекрасная работа дебютантки Дарьи Жовнер) ее молодой человек, и это для него очень длинная реплика. Актеры работают великолепно, особенно исполнители взрослых ролей. Видно, что режиссер сделал все, что он хотел сделать, и сказал все, что он хотел сказать.



Но все это не может подменить драматургию или оправдать ее слабость. В современном европейском кино, с которым сейчас все сравнивают «Тесноту» под влиянием ореола сенсационности после «Кинотавра» и Каннского фестиваля, авторы все-таки не пренебрегают драматургией. У Балагова же драматургия номинальная — кино делится на три акта и в нем что-то происходит.

Центральная история фильма — о похищении и выкупе на фоне взаимоотношений семьи с социумом. Но в этой истории главная героиня — вовсе не дочь. Более того, дочь в этой истории практически не участвует. Главная героиня, у которой есть интересная зрителю цель, которая практически по трупам к ней идет и так или иначе добивается ее — это мать (Ольга Драгунова, которая, как ни странно, тоже впервые в кино). Формальный глава семьи (Артем Цыпин) здесь на подхвате.



Однако, Балагов рассказывает историю с точки зрения героини Жовнер — дочери. Да, она блистательно сыграна, но сама по себе эта пацанка с ее проблемами совсем не интересна, в центральной истории с похищением она участвует чисто технически, поступков не совершает. Меня, как зрителя, ее судьба вообще не волнует. Мне интересно, что делает и что будет делать дальше ее мать, которая в этой истории все решает, от которой все зависит. И если бы история была рассказана с ее точки зрения, кино было бы совсем другое — это действительно была бы остросюжетная и остросоциальная драма.



Балагов не просто перспективный режиссер, это тот самый режиссер, который может снимать так до зарезу нужное сейчас реалистичное кино. И Жовнер, конечно, актриса, которую мы еще увидим. И «Теснота», безусловно, высказывание. Но расхваливать этот фильм на все лады можно, на мой взгляд, только от большого голода по реализму.

Наверное, так и вышло.


Последние записи в журнале