Фильм был поставлен по мотивам расистских романов Томаса Диксона «Участник клана» и «Пятно леопарда». Главный герой фильма Бен Кэмерон после Гражданской войны в США создает Ку‑клукс‑клан и становится его Великим Драконом. Последующие события показывают его правоту — обнаглевший чернокожий Гас, который служит в черной милиции Южной Каролины, пытается напасть в лесу на младшую сестру Бена, Флору, которую играет будущая звезда Мэй Марш, и гонится за ней.
Это одна из лучших сцен фильма — лес, по которому гуляет Флора, выглядит довольно неприятно, над Флорой и Гасом нависают жутковатые ветви, лишенные листьев — стоит прищурить глаза, и покажется, что это белые кости. Бен Кэмерон, заподозривший неладное, пытается спасти сестру, и не успевает — зритель ждет «спасения в последнюю секунду», но оно не срабатывает — Флора в отчаянии бросается вниз с высокой скалы.
С каждой сценой усугубляется визуальный конфликт черного и белого. В сцене расправы Ку‑клукс‑клана над Гасом мы видим чернокожего мерзавца в руках беспристрастных судей, одетых в белые балахоны. Правота белых подтверждается монтажом — в следующем кадре убитая горем семья Кэмеронов безмолвно сидит над мертвым телом Флоры, усыпанным цветами. «Виновен».
Это отражает альтернативный взгляд на американскую историю, сформулированный так называемой «школой Даннинга», которая доминировала в США в первой четверти XX века. Выпустив «Рождение нации», Гриффит однозначно зарекомендовал себя консерватором и реакционером — но уже следующий его фильм, великая «Нетерпимость» 1916 года, за которую его и по сей день почитают, как отца кинематографа, как искусства, была, безусловно, творением режиссера‑гуманиста.
Все еще можно успеть зарегистрироваться на большую часть онлайн-курса истории кино — подробности здесь: https://kamill.livejournal.com/607079.html
Телеграм-канал: https://t.me/kamill_cinema
Инстаграм-канал: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov