КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Category:

Двенадцать кадров рассвета

Вертикальный монтаж — крупнейшее достижение С. М. Эйзенштейна, реализованное в «Александре Невском», и впоследствии теоретически обоснованное им в статье «Вертикальный монтаж» (1940 г.).

Эйзенштейн писал:

«Наиболее цельного слияния звукозрительная сторона «Александра Невского» достигает в сценах «Ледового побоища», а именно — в «атаке рыцарей» и в «рыцарском каре». Это во многом определяет и то, что из всех сцен «Александра Невского» атака оказалась одной из наиболее впечатляющих и запоминающихся... ...Это двенадцать кадров того «рассвета, полного тревожного ожидания», который предшествует началу атаки и боя после ночи, полной тревог, накануне «Ледового побоища»...





Эйзенштейн подробно разбирает композицию первых 12 монтажных кадров эпизода «Ледовое побоище» в сочетании с 17 тактами звуковой дорожки Сергея Прокофьева, сопровождая этот разбор уникальной схемой. Согласно его аргументации для вертикального монтажа важен не только темпоритм движения в кадре и частота соединения монтажных кадров, но и композиция статичных кадров, и можно «уравнивать строчку музыки с картинкой изображения», потому что «левая сторона означает «раньше», а правая сторона — «позже» не только на нотной линейке, но и в кадре, поскольку «...неподвижное целое картины отнюдь не сразу и не всеми своими частями одновременно входит в восприятие зрителя (за исключением тех случаев, когда композиция рассчитана именно на такой эффект).

«Искусство пластической композиции в том и состоит, чтобы вести внимание зрителя тем именно путем, с той именно последовательностью, которые автор предпишет глазу зрителя двигаться по полотну картины (или по плоскости экрана, если мы имеем дело с изображением кадра)».



Остались самые интересные лекции онлайн-курса истории кино, подробности на https://kamill.livejournal.com/607079.html.

Телеграм-канал: https://t.me/kamill_cinema
Инстаграм-канал: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov
Tags: "Александр Невский", Прокофьев Сергей, Эйзенштейн
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • МАЛКОЛЬМ И МАРИ

    Сэм Левинсон, сын Барри Левинсона и отец «Эйфории», выпустил на Netflix очень хороший фильм «Малькольм и Мари». Действие…

  • «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского

    Не вдаваясь в подробности исторических событий, которые произошли в июне 1962 г. в Новочеркасске, давайте вспомним, что на самом деле важно, когда мы…

  • ГИПНОЗ Валерия Тодоровского

    Первым или одним из первых изобрел драматургический прием «пустого действия» Рашид Нугманов — и использовал его в фильме…

  • Адекватные люди

    Фильм Романа Каримова «Неадекватные люди 2» — формально продолжение фильма «Неадекватные люди» (2011), прославившего…

  • «Манк» Финчера — поймете, если постараетесь

    Об одном из лучших фильмов последних лет «Манк» Дэвида Финчера (2020 г.) по сценарию его отца Джека Финчера говорят, как об истории…

  • Что происходит с кино и как с этим бороться

    В прошлую пятницу я на III Молодежном кинофоруме ВЗЛЕТ в Санкт-Петербурге говорил в формате «нависающий над аудиторий Чарльз Фостер Кейн»…

  • Стать Брюсом Ли за 80 секунды

    В честь 80-летия Брюса Ли смотрим, смотрим, как совершенно не похожий на него Джейсон Скотт Ли.превращается в него за 80 секунд в биографическом…

  • Анекдот

    Не понимаю, почему я до сих пор не рассказал вам этот анекдот:

  • «Охота» Крейга Зобела: заяц всегда побеждает

    Сделал то, что давно пора было сделать — записал видео с разбором «Охоты» Крейга Зобела, которой так не повезло с прокатом в марте…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments