На видео — фрагмент из моей лекции об Андрее Тарковском. Там есть и короткий фрагмент съемок с площадки — о том, как Тарковский, Княжинский и Кайдановский снимали знаменитый сон Сталкера.
Фактически это последнее после Бергмана новое открытие в киноязыке XX века. Сталкер (Александр Кайдановский) выбирает, кого ему первым отправить в смертельную ловушку — Профессора (Николай Гринько) или Писателя (Анатолий Солоницын). Своей гибелью этот человек должен открыть дорогу двум другим. Но как сделать такой выбор — ведь это выбор бога? Что нужно знать человеку, чтобы сделать такой выбор? И мы видим не то сон, не то видения Сталкера — перед ним проходит удивительная панорама! Вертикально висящая камера одним планом без склеек снимает десятки предметов, лежащих под абсолютно прозрачной поверхностью воды. Это самые разные человеческие артефакты — от монет и оружия до календарного листка с датой «28» и фреской с Иоанном Крестителем из собора Святого Бавона в Генте. В каком-то смысле это вся история человечества. Пока камера летит над стоячей водой, голос Жены Сталкера (Алиса Фрейндлих) читает Апокалипсис. И все это должен своим «мысленным взором» увидеть Сталкер, чтобы решить — у кого из спутников ему отнять жизнь, а кому оставить...
Так Тарковский окончательно сформулировал еще один способ отображения процесса мышления на экране через один непрерывный кадр.
Финальная находка Тарковского и Княжинского помещает зрителя в саму таинственную Комнату. На пороге Комнаты Сталкер говорит Профессору и Писателю:
«Это самый важный момент вашей жизни. Вы должны знать, что здесь исполнится ваше самое заветное желание, самое искреннее, самое выстраданное... Говорить ничего не надо. Нужно только сосредоточиться и постараться вспомнить всю свою жизнь. Когда человек думает о прошлом, он становится добрее. Главное... главное — верить! Ну, а теперь — идите. Кто хочет первым?»
Затем следует известная коллизия с бомбой. Наконец, Профессор разбирает бомбу, швыряет ее детали в воду. Нас отвлекает звонящий телефон, и мы не замечаем прямую монтажную склейку, после которой мы смотрим на героев фильма уже из Комнаты. А камера отъезжает все глубже и глубже в Комнату... Значит, для нас, сидящих в зрительном зале, настал самый важный момент нашей жизни. Ведь мы — в Комнате исполнения желаний! Здесь исполнится наше самое заветное желание, самое искреннее, самое выстраданное — нужно только сосредоточиться и постараться вспомнить всю свою жизнь... Кто хочет первым?
Следите за новостями о новых онлайн-курсах!
Telegram: https://t.me/kamill_cinema
Facebook: https://www.facebook.com/kamill.akhmetov
Instagram: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov