КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Category:

«Зеркало» Андрея Тарковского

«Зеркало» было построено в сложной структуре времени — время взрослого главного героя Алексея (голос Иннокентия Смоктуновского, единственный раз в кадре — Андрей Тарковский), Алексея в детстве (Филипп Янковский, Игнат Данильцев), воспоминания о военном и послевоенном времени.




В повествовании использовались первичная реальность, воспоминания, сны, видения и мечты. Часть фильма снималась на черно-белую пленку, часть — на цветную, но это не отражало модальностей, более того, модальности срастались — сына Алексея играл тот же Игнат Данильцев, а жену Алексея и его мать в молодости — Маргарита Терехова. В роли пожилой матери снялась мать режиссера — Мария Тарковская-Вишнякова. Отец Алексея появляется в кадре не часто — поэт Арсений Тарковский, отец Андрея Тарковского, покинул семью, когда Андрею было три года — но его играет Олег Янковский, очень похожий на молодого Арсения Тарковского. Там, где требовалось ощущение истории, ощущение большого мира, режиссер без колебаний добавлял кадры хроники — и на фоне этой хроники Арсений Тарковский читал свои стихи.

Сквозного действия в картине не было, поэтому фильм было очень сложно смонтировать: «Зеркало» монтировалось с огромным трудом: существовало около двадцати с лишним вариантов монтажа картины. Я говорю не об изменении отдельных склеек, но о кардинальных переменах в конструкции, в самом чередовании эпизодов. Моментами казалось, что фильм уже вовсе не смонтируется, а это означало бы, что при съемках были допущены непростительные просчеты. Картина не держалась, не желала вставать на ноги, рассыпалась на глазах, в ней не было никакой целостности, никакой внутренней связи, обязательности, никакой логики. И вдруг в один прекрасный день, когда мы нашли возможность сделать еще одну, последнюю отчаянную перестановку, — картина возникла. Материал ожил, части фильма начали функционировать взаимосвязанно, словно соединенные единой кровеносной системой, — картина рождалась на наших глазах во время просмотра этого окончательного монтажного варианта. Я еще долго не мог поверить, что чудо свершилось, что картина наконец склеилась... ...Но для того, чтобы это произошло, нужно было уловить смысл, принцип внутренней жизни снятых кусков».

«Отчаянная перестановка» сделала знаменитую псевдодокументальную сцену «Я могу говорить» прологом фильма... Сегодня никого не удивишь фрагментарной композицией, но в 1974 г. Андрей Тарковский безжалостно опередил свое время, выпустив фильм, построенный по принципу нелинейности памяти человека, заставляющий думать, вспоминать и говорить, вербализующий невербализуемые вещи — путешествие по бессознательному приводит к осознанности.


СНИЖЕНЫ ЦЕНЫ на мои летние дистанционные курсы «Кинограмотность», «Копирайтинг», «Драматургия фильма»: https://kamill.livejournal.com/611419.html — регистрируйтесь, рекомендуйте!

Telegram: https://t.me/kamill_cinema
Facebook: https://www.facebook.com/kamill.akhmetov
Instagram: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov
Tags: "Зеркало", Мишарин, Тарковский, Терехова, Янковский, Янковский Филипп
Subscribe

Posts from This Journal “Тарковский” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments