КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Categories:

«Солярис» — фрагменты из лекции, часть 1

Тарковский не собирался снимать фильм, который был бы неинтересен ему самому. В сценарии, который он написал с Фридрихом Горенштейном, появилось очень много того, чего не было в повести Станислава Лема «Солярис» — и, в первую очередь, дом главного героя.




Дом в «Солярисе» появился для Тарковского впервые. Иван из «Иванова детства» жил там, где была расквартирована его часть. Андрей Рублев был монахом и жил в кельях. Ни у Ивана, ни у Андрея не было семьи. Но Тарковский готовился рассказать о доме и семье в будущем «Зеркале», и это отразилось на «Солярисе» — в нем появились дом и фигура отца главного героя (Николай Гринько). Ему жалуется на Криса Кельвина (Донатас Банионис) бывший пилот Бертон (Владислав Дворжецкий), говоря, что Крис — не ученый, а бухгалтер. Тарковский предупреждает о холодном технологичном будущем, в котором существуют огромные бездушные мегаполисы, огромные безлюдные космические станции и холодные ученые бухгалтеры, такие как Крис или Сарториус (Анатолий Солоницын).

Заметим, что уже в «Солярисе» заметно, как у Тарковского становятся крайне выразительными неодушевленные предметы и обстановка в моменты сюжетных пауз, отсутствия людей, когда нет развития основного действия — водоросли в потоке воды, дома, предметы на космической станции, зеленый росток.

«Солярис» — своеобразный ответ Андрея Тарковского «Космической одиссее 2001 года» Стэнли Кубрика. В фильме Кубрика доклад о «лунной магнитной аномалии» — важное действо, все собираются в конференц зале и серьезно слушают. У Тарковского пилот Бертон выступает со своим докладом о пролете над океаном Соляриса в каком то вестибюле, за его спиной кто то берет с тележки освежающие напитки, часть аудитории слушает его по конференц-связи, председатель, которого играет писатель Юлиан Семенов, участливо осведомляется, здоров ли докладчик. У Кубрика космический корабль — идеально чистое и упорядоченное место, у Тарковского станция Солярис похожа на старый троллейбус и порядком захламлена, там что то искрит.

Вместе с тем, комбинированные съемки и специальные эффекты выполнены в «Солярисе» на высшем уровне, который был достижим в СССР, а декорации станции Солярис, особенно «зеркальная комната», которая почти не попала в финальный вариант фильма, как говорят, так понравились Акире Куросаве, что он согласился снимать на «Мосфильме» фильм «Дерсу Узала».

Окончание.


СКОРО ВЫРАСТУТ ЦЕНЫ на мои летние дистанционные курсы «Кинограмотность», «Копирайтинг», «Драматургия фильма»: https://kamill.livejournal.com/611419.html — регистрируйтесь, рекомендуйте!

Telegram: https://t.me/kamill_cinema
Facebook: https://www.facebook.com/kamill.akhmetov
Instagram: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov
Tags: "Дерсу Узала", "Зеркало", "Космическая одиссея", "Солярис", Банионис, Горенштейн Фридрих, Гринько, Дворжецкий, Кларк Артур Чарльз, Кубрик, Лем, Солоницын, Тарковский
Subscribe

Posts from This Journal “Тарковский” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments