КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Categories:

«Ностальгия» и «Жертвоприношение» — последние фильмы Андрея Тарковского

«Ностальгию» и «Жертвоприношение» многие воспринимают с оговорками. Самые распространенное в массах мнение — «это уже не Тарковский», «у него уже не было той творческой свободы». Простите, мог ли Тарковский перестать быть Тарковским? Какая творческая свобода была у него в СССР? А главное — способен ли он был, в каких бы то ни было творческих условиях, создать не то произведение, какое хотел?




«Ностальгию» Тарковский снимал по сценарию, который он в соавторстве с Тонино Гуэррой — сценаристом Де Сантиса, Феллини и Антониони — написал в 1979–1980 гг. Фильм снимался в Италии, с итальянской съемочной группой и с Олегом Янковским в главной роли. Горчаков (Олег Янковский) живет в Италии и страдает от ностальгии. Он не звонит жене, оставшейся в СССР, но видит ее в снах — почему то она похожа на итальянку. Он не интересуется красавицей переводчицей, одновременно похожей на мадонну Пьеро делла Франческа и на героинь живописцев прерафаэлитов. Он, запинаясь, читает стихи Арсения Тарковского на итальянском языке, и к тому же у него больное сердце...

Но в «Ностальгии» есть и вторая главная роль — Доменико, которого играет Эрланд Юзефсон, неоднократно игравший у Бергмана. У его героя собственный, весьма своеобразный контракт с богом — если он сможет пройти с зажженной свечой через минеральный бассейн водолечебницы Баньо Виньони, он спасет мир — но его считают сумасшедшим, и не подпускают к источнику. Доменико уезжает в Рим, чтобы подвергнуть себя самосожжению на Капитолийской площади, а Горчакова просит выполнить его задачу в Баньо Виньони... Пройти из конца в конец бассейна с зажженной свечой оказывается трудной задачей. Эта сцена снята одним девятиминутным планом — Горчаков зажигает свечу — образ души, она гаснет, он зажигает ее, осторожно шагает, оберегая огонек, она гаснет... В конце пути Горчаков падает — ему плохо с сердцем. Мы не знаем его финальной судьбы, но в последнем кадре мы видим Горчакова на фоне его деревенского дома в России — под открытым небом собора Сан Гальгано в Тоскане...

«Жертвоприношение» Тарковский снимал в Швеции, на острове Готланд, по собственному сценарию, со Свеном Нюквистом — постоянным оператором Бергмана. Сценарий фильма Тарковский написал зимой 1983–1984 гг. Позже Тарковский говорил об идее «Жертвоприношения» следующее: «...если мы не хотим жить, как паразиты на теле общества, питаясь плодами демократии, если мы не хотим стать конформистами и идиотами потребления — то мы должны от многого отказаться... ...Мы охотно возлагаем вину на других, на общество, на друзей, только не на себя. Напротив: особенно охотно мы учим других, зачитываем доклады о том, как нужно действовать, хотим стать пророками, не имея на это никакого права, ибо меньше всего мы заботимся о себе и не следуем собственным советам... ...Лишь когда знаешь, что готов пожертвовать собой, можно добиться воздействия на общий процесс жизни, по другому не выйдет. Цена — это, как правило, наше материальное благосостояние. Нужно жить так, как говоришь, дабы принципы перестали быть болтовней и демагогией».

Когда начинается мировая война, главный герой фильма, Александр (Эрланд Юзефсон), обещает богу принести в жертву все самое дорогое — дом (!), семью и сына — если война закончится. Во сне он видит ужасы войны — как обезумевшая толпа мечется по Свеавеген, центральной улице Стокгольма. А когда он просыпается, война заканчивается. Да не приснилась ли она ему? Но даже если и приснилась — обещание, данное богу во сне, остается обещанием богу. Александр сжигает свой дом — это и есть жертвоприношение

К концу 1985 г. Тарковскому был поставлен диагноз — рак легких. В начале 1986 г., по прямому указанию нового руководителя СССР Михаила Горбачева, к Тарковскому во Францию, где он проходил лечение и занимался постпродакшном фильма, выпустили его младшего сына, Андрея. За «Жертвоприношение» Тарковский получил свой второй Гран при Каннского фестиваля. Это был последний фильм «скучного» режиссера, который не вторгался в душу зрителя, а требовал от него внутренней работы, вглядывания, вчувствования в свои фильмы, великого художника, который довел до совершенства свое умение показывать в кино то, что нельзя показать ни в каких других видах искусства. Андрей Тарковский умер во Франции 29 декабря 1986 г. Спустя месяц после его смерти в СССР официально запустили перестройку и гласность. Уже летом 1987 г. по всей стране шли фильмы Тарковского — включая «Жертвоприношение».


МОИ КУРСЫ: ранние цены на «Кинограмотность» кончились; цены на «Копирайтинг» уже выросли, но не до предела; ранние цены на «Драматургию фильма» продолжают действовать.
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ И РЕКОМЕНДУЙТЕ: https://kamill.livejournal.com/611419.html

Telegram: https://t.me/kamill_cinema
Facebook: https://www.facebook.com/kamill.akhmetov
Instagram: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov
Tags: "Жертвоприношение", "Ностальгия", Тарковский, Юзефсон Эрланд, Янковский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Суд над чикагской семеркой

    Мой разбор одного из важнейших фильмов года можно посмотреть здесь: Где учат так разбирать фильмы — здесь же и учат, неподалеку 😀 Прошло…

  • Отзывы учеников и читателей

    Я решил сделать отдельный пост с отзывами моих учеников и читателей, но сначала хочу напомнить что у меня вообще-то очень много публикаций в офлайн-…

  • Цены на курс «Кинограмотность» растут!

    Да, к сожалению, цены растут, это естественный процесс. Тем, кто успел купить полный курс до сегодняшнего дня, удалось сделать это менее чем за 10…

  • Дистанционные курсы Камилла Ахметова

    Курс КИНОГРАМОТНОСТЬ предназначен для поступающих в киношколы и любителей кино. Курс 125 ЛЕТ КИНОДРАМАТУРГИИ посвящен истории кино и развития…

  • ДОВОД

    Мы живем в сумрачном мире, нет друзей на закате... Давайте обсудим довод, который убедил кинозрителей оставить в эти выходные в кинотеатрах около…

  • Объявлен набор на дистанционный курс КИНОГРАМОТНОСТЬ

    Многие любители кино хотели бы научиться лучше понимать кино. А некоторые, самые амбициозные, уже учатся его делать. И тем, и другим нужны…

  • ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

    Четыре месяца назад я завел Instagram-аккаунт и успел опубликовать в нем довольно много моих авторских учебных материалов о кино, пока его вероломно…

  • Бесплатная лекция о драматургии

    Анна из издательства «Альпина Нон-фикшн» поговорила со мной о книгах К. М. Уэйланд «Создание арки персонажа» и…

  • «125 лет кинодраматургии»: курс начинается сегодня

    Осталось восемь часов, чтобы зарегистрироваться на полный курс «125 лет кинодраматургии». Курс «125 лет кинодраматургии»…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments