КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Category:

Всемогущая камера «Последнего человека»

Фильм «Последний человек» (1924 г.) вошел в историю кино не просто так. Его задачей было максимально использовать имеющиеся приемы киноязыка, чтобы как можно громче заявить о немецком кино на международном рынке, в первую очередь — на американском, а для этого нужно было сделать технически совершенный фильм, который произведет своей инновационностью неизгладимое впечатление даже на видавших виды голливудских профессионалов.




Для истории (навеянной «Шинелью» Н. В. Гоголя) о маленьком человеке, швейцаре дорогого отеля, который теряет чувство самоуважения и авторитет среди окружающих, когда он лишается своей ливреи, режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау и оператор Карл Фройнд разработали множество инновационных приемов работы с камерой.

После эпизода свадьбы племянницы главного героя, когда хохочущие гости удаляются, главный герой, вошедший в роль, оглушительно свистит в свой свисток, и комическая пара пьяных — долговязый молодой человек с усами и толстенький коротышка с трубой — отвечают ему снизу громкими звуками трубы, причем камера Фройнда, имитируя «траекторию» звука трубы, быстро движется от раструба музыкального инструмента к окну, где стоит швейцар. Для того, чтобы реализовать этот трюк, пришлось выстроить дощатую эстакаду, по которой люлька с оператором могла перемещаться между «двором» и «вторым этажом» декорации.

Затем камера показывает последние стадии опьянения героя с точки зрения воображаемого наблюдателя (камера зафиксирована напротив актера на вращающейся вокруг своей оси «карусели»), с точки зрения самого героя (оператор вращается вместе с камерой).

Для долгих перемещений камеры по «улице», которую снимали под открытым небом, использовали оригинальную операторскую платформу, для съемок некоторых сцен камеру ставили на велосипед. Работу с платформой можно отследить в «уличной» сцене, когда герой Эмиля Яннингса, ступая по свежевыпавшему снегу на камеру, идет по еле заметному следу от колес платформы.

В «Последнем человеке», видимо, впервые были применены все возможные виды движения камерой, включая не только панорамы оглядывания, сопровождения и переброски, наезд, отъезд, проезд и трэвелинг, но и движения блуждающей и даже «свободно летающей» камеры, которые можно было осуществить только с новейшими автоматическими киноаппаратами.


Курс ДРАМАТУРГИЯ ФИЛЬМА, в ходе которого можно будет изучить основы кинодраматургии и написать сценарий короткометражного фильма, начинается 25 июля, краткий курс 125 ЛЕТ КИНОДРАМАТУРГИИ — 30 июля, подробности на https://kamill.livejournal.com/614374.html.

Другие мои каналы:

Facebook: https://www.facebook.com/kamill.akhmetov
Telegram: https://t.me/kamill_cinema
Instagram: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov
Tags: "Последний человек", Мурнау, Фройнд, Яннингс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Суд над чикагской семеркой

    Мой разбор одного из важнейших фильмов года можно посмотреть здесь: Где учат так разбирать фильмы — здесь же и учат, неподалеку 😀 Прошло…

  • Отзывы учеников и читателей

    Я решил сделать отдельный пост с отзывами моих учеников и читателей, но сначала хочу напомнить что у меня вообще-то очень много публикаций в офлайн-…

  • Цены на курс «Кинограмотность» растут!

    Да, к сожалению, цены растут, это естественный процесс. Тем, кто успел купить полный курс до сегодняшнего дня, удалось сделать это менее чем за 10…

  • Дистанционные курсы Камилла Ахметова

    Курс КИНОГРАМОТНОСТЬ предназначен для поступающих в киношколы и любителей кино. Курс 125 ЛЕТ КИНОДРАМАТУРГИИ посвящен истории кино и развития…

  • ДОВОД

    Мы живем в сумрачном мире, нет друзей на закате... Давайте обсудим довод, который убедил кинозрителей оставить в эти выходные в кинотеатрах около…

  • Объявлен набор на дистанционный курс КИНОГРАМОТНОСТЬ

    Многие любители кино хотели бы научиться лучше понимать кино. А некоторые, самые амбициозные, уже учатся его делать. И тем, и другим нужны…

  • ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

    Четыре месяца назад я завел Instagram-аккаунт и успел опубликовать в нем довольно много моих авторских учебных материалов о кино, пока его вероломно…

  • Бесплатная лекция о драматургии

    Анна из издательства «Альпина Нон-фикшн» поговорила со мной о книгах К. М. Уэйланд «Создание арки персонажа» и…

  • «125 лет кинодраматургии»: курс начинается сегодня

    Осталось восемь часов, чтобы зарегистрироваться на полный курс «125 лет кинодраматургии». Курс «125 лет кинодраматургии»…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments