КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Categories:

Убийство герцога Гиза — начало

Начинаем разбирать 17 минутный фильм «Убийство герцога Гиза», созданный Шарлем ле Баржи и Андре Кальметтом в 1908 г. как первое настоящее произведение искусства, снятое на пленку.




В фильме нет как такового пролога — можно считать, что его роль играют вступительные титры, которые длятся одну минуту, но содержательно картина начинается с экспозиции, т.е. с части истории, из которой мы узнаем о главных действующих лицах, их целях и мотивах. После титра «Находясь у маркизы де Нуармутье, герцог де Гиз узнает о коварных замыслах короля» мы видим даму, выходящую из будуара. Актриса Габриэль Робинн блестяще отыгрывает поведение женщины, которая только что поднялась с ложа страсти и бредет, не чуя под собой ног — например, она едва не сталкивается с креслом, и делает это абсолютно органично.

Из исторического контекста мы знаем, что это действительно та самая маркиза де Нуармутье, т.е. мадам де Сов из «Королевы Марго» Александра Дюма. С ней герцог Гиз провел свою последнюю ночь с 22 на 23 декабря 1588 г. в Блуа. Маркиза зажигает свечи (освещение в кадре от этого не меняется — театральная условность!), в будуаре виден мужчина, очевидно, герцог — но, кажется, кто то стучит! Женщина просит герцога не выходить и распахивает дверь.

Входит паж, он передает хозяйке записку, в которой значится: «Мадам, удержите герцога де Гиза у себя, чтобы он не ходил на Совет, король собирается сыграть с ним злую шутку». Это инициирующий фактор фильма, в этот момент мы узнаем (если не считать заглавных титров фильма, в которых открытым текстом написано «убийство»), в каком направлении будет развиваться история.

Маркиза в крайнем волнении! Она отпускает пажа — и из будуара выходит герцог Гиз (Альбер Ламбер). Каждый шаг его излучает уверенность. Он выпивает бокал вина, цепляет к поясу шпагу, любовница подает ему плащ — и, наконец, показывает записку. Гиз успокаивает маркизу великолепным жестом, козни короля нисколько не волнуют его — еще бы, он «парижский король», второй человек в государстве! На записке он размашисто выводит: «Он не посмеет!», — и небрежно отбрасывает перо. Увы, мы знаем, что «он» — король Генрих III, последний оставшийся в живых сын Екатерины Медичи — посмеет.

Вся интрига с анонимным письмом, предупреждающим де Гиза о его возможном убийстве Генрихом III, и его исторической фразой «Он не посмеет!» сведена к одной сцене, которая продолжается первые три минуты фильма (без вступительных титров, которые продолжаются одну минуту), и это прекрасно срабатывает. Главный герой фильма не отреагировал на предупреждение, любовнице не удалось его удержать, он идет навстречу смертельной опасности. Это был первый акт фильма.

Продолжение следует.

Курс ДРАМАТУРГИЯ ФИЛЬМА, в ходе которого можно будет изучить основы кинодраматургии и написать сценарий короткометражного фильма, начинается 25 июля, краткий курс 125 ЛЕТ КИНОДРАМАТУРГИИ — 30 июля, подробности на https://kamill.livejournal.com/614374.html.

Другие мои каналы:

Facebook: https://www.facebook.com/kamill.akhmetov
Telegram: https://t.me/kamill_cinema
Tags: "Убийство герцога Гиза", Кальметт, ле Баржи
Subscribe

Posts from This Journal “"Убийство герцога Гиза"” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments