КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill

Categories:

Шпионское кольцо (1)

“Мертвый сезон”: очень популярный был фильм в 70-е, при желании можно его назвать даже культовой классикой советского кино. Снял “Мертвый сезон” талантливый Савва Кулиш. В фильме сыграли звезды Донатас Банионис и Ролан Быков, в эпизодах появились заслуженные Юри Ярвет и Бруно Фрейндлих. Некая речитативность повестования долгое время считалась “почерком” советских детективов, и в данном случае была в немалой степени обусловлена тем, что почти всех актеров (прибалтов) дублировали (например, Баниониса – Демьяненко).

В советское время обычно считалось, что “Мертвый сезон” посвящен работе Рудольфа Абеля (настоящее имя Генрих Фишер) в США, а финальная сцена на шоссе символизирует знаменитый эпизод на мосту Глинике 10 февраля 1962 года (обмен Абеля на пилота Гэри Пауэрса, сбитого над Уралом 1 мая 1960 года).

В действительности фильм был снят по мотивам “портлендского” шпионского скандала, имевшего место в 1961 году.

image

Донатас Банионис в главной роли в фильме “Мертвый сезон”.

image

Советский разведчик Конон Трофимович Молодый, главный фигурант “портлендского” дела.

Еще одно кино, посвященное тем же событиям, “Шпионское кольцо”, сняли британцы в 1964 году. Мне до сих пор не удалось его посмотреть, так что давайте пока про “Мертвый сезон”.

Вместо подлинного “портлендского” дела (на острове Портленд советская разведка добывала, и весьма успешно, информацию о британских подводных лодках) для “Мертвого сезона” придумали историю про нацистского врача-садиста Хасса, который работает в фармакологическом центре города Даргейт (населенный пункт с таким названием действительно есть в Англии, в прибрежной зоне графства Кент) над газом RH, воздействующим на человека на генетическом уровне. К RH тянут руки американцы, которым Хасс обещал отдать результаты своих исследований как только, так сразу. Но на самом деле газ уже готов, и Хасс планирует перебежать с ним к западным немцам. Благодаря такой сложносочиненной теории заговоров и теме психотропных веществ фильм смотрится, как советский “Манчжурский кандидат”. Постановочная драка кинозвезд с элементами боевых искусств усиливает сходство – у Франкенхаймера была, как он считал, первая в американском кино драка с применением карате (и с Синатрой), у Кулиша, надо думать, первая в советском.

С точки зрения кино несущественно, но с чисто зрительской точки зрения интересно, в какой же все-таки стране происходит действие “Мертвого сезона”, и чем еще отличается фильм от реальной истории. Об этом отдельная заметка.

Очень важны для фильма автомобили. Об этом тоже отдельная заметка.

Tags: "Манчжурский кандидат", "Мертвый сезон", "Шпионское кольцо", Абель Рудольф (Фишер Генрих), Банионис, Быков Ролан, Демьяненко Александр, Кулиш, Молодый Конон, Пауэрс Френсис Гэри, Синатра, Франкенхаймер, Фрейндлих Бруно, Ярвет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments