Двенадцать кадров рассвета

Вертикальный монтаж — крупнейшее достижение С. М. Эйзенштейна, реализованное в «Александре Невском», и впоследствии теоретически обоснованное им в статье «Вертикальный монтаж» (1940 г.).

Эйзенштейн писал:

«Наиболее цельного слияния звукозрительная сторона «Александра Невского» достигает в сценах «Ледового побоища», а именно — в «атаке рыцарей» и в «рыцарском каре». Это во многом определяет и то, что из всех сцен «Александра Невского» атака оказалась одной из наиболее впечатляющих и запоминающихся... ...Это двенадцать кадров того «рассвета, полного тревожного ожидания», который предшествует началу атаки и боя после ночи, полной тревог, накануне «Ледового побоища»...



Collapse )

Остались самые интересные лекции онлайн-курса истории кино, подробности на https://kamill.livejournal.com/607079.html.

Телеграм-канал: https://t.me/kamill_cinema
Инстаграм-канал: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov

Сентиментальный романс

Известная международная командировка, в которой Сергей Эйзенштейн, его постоянный сорежиссер Григорий Александров и его постоянный оператор Эдуард Тиссэ, один из лучших кинооператоров в мире, находились в 1929–1931 гг., начиналась довольно продуктивно.

В Швейцарии советские специалисты участвовали в работе над просветительским документальным фильмом об абортах «Горе и радость женщины», а во Франции — сняли, видимо, первый в истории кино настоящий музыкальный клип — образец увлекательного «монтажа аттракционов» со спецэффектами (а не просто музыкальный фильм), 20 минутный «Сентиментальный романс» (1930 г.), в котором загадочная Мара Гри (Мария Якубович) исполняла романс «Жалобно стонет ветер осенний».

Здесь я привожу финальные семь минут фильма, для общего понимания этого достаточно.



Collapse )

Половина онлайн-курса по истории кино еще впереди, подробности на https://kamill.livejournal.com/607079.html.

Телеграм-канал: https://t.me/kamill_cinema
Инстаграм-канал: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov

Милые бранятся — ракурсная съемка в «Алчности» Штрогейма

Шедевр Эриха фон Штрогейма «Алчность» 1924 года был исключительно детальной и реалистичной адаптацией романа Фрэнка Норриса «Мактиг» о бывшем шахтере, подверженном приступам неконтролируемого гнева и убивающем свою алчную жену Трину.



Collapse )

Половина онлайн-курса по истории кино еще впереди, подробности на https://kamill.livejournal.com/607079.html.

Телеграм-канал: https://t.me/kamill_cinema
Инстаграм-канал: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov

Тарелка супа

Оригинальный монтаж главного открытия Кулешова, как известно, не сохранился. Даже точная дата проведения знаменитого монтажного эксперимента, благодаря которому был открыт эффект Кулешова, неизвестна — сам Кулешов относит его приблизительно к 1920 г.:

«Суть эффекта заключается в следующем. Я чередовал один и тот же кадр — крупный план человека — актера Мозжухина — с различными другими кадрами (тарелкой супа, девушкой, детским гробиком и т. д.). В монтажной взаимосвязи эти кадры приобретали разный смысл. Переживания человека на экране становились различными. Из двух кадров возникало новое понятие, новый образ, не заключенный в них, — рожденное третье. Открытие ошеломило меня. Я убедился в величайшей силе монтажа. Монтаж — вот основа, сущность построения кинокартины! По воле режиссера монтаж придает различный смысл содержанию».



Collapse )

Первая треть онлайн-курса по истории кино закончилась, но еще можно успеть почти на все лекции по звуковому кино, подробности на https://kamill.livejournal.com/607079.html.

Телеграм-канал: https://t.me/kamill_cinema
Инстаграм-канал: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov

Как Д. У. Гриффит возвеличил Ку-клукс-клан

Сегодня мы посмотрим, как Дэвид Уорк Гриффит доказал виновность чернокожего в фильме «Рождение нации» (1915 г.) — одном из крупнейших и важнейших своих фильмов.



Collapse )

Все еще можно успеть зарегистрироваться на большую часть онлайн-курса истории кино — подробности здесь: https://kamill.livejournal.com/607079.html

Телеграм-канал: https://t.me/kamill_cinema
Инстаграм-канал: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov

Адам

Давайте посмотрим короткометражный фильм «Адам» (реж. Веселин Ефремов, 2015 г.). Фильм создан компанией Unity для демонстрации возможностей ее игрового движка Unity 5.4 и она не предъявляет претензий к его распространению в Интернете. Я добавил в фильм русские субтитры и финальные титры, но в нем минимум реплик, поскольку его герои не умеют говорить — и, тем не менее, зритель понимает (или подсознательно чувствует) гораздо больше, чем показано на экране — поэтому фильм, как ни странно, прекрасно показывает возможности киноязыка.



Collapse )

Все еще можно успеть зарегистрироваться на большую часть онлайн-курса истории кино, который начался вчера — подробности здесь: https://kamill.livejournal.com/607079.html

Телеграм-канал: https://t.me/kamill_cinema
Инстаграм-канал: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov

Как Д. У. Гриффит научился управлять эмоциями зрителей и рассказывать сложные истории в кино

Сегодня мы поговорим о крупностях и параллельном монтаже в фильме «Энох Арден» Дэвида Уорка Гриффита.

Этот фильм 1911 года был этапным фильмом, задавшим тон в использовании крупностей и параллельного монтажа, а также в создании фильмов длиннее стандартных 15–17 минут. Это экранизация поэмы Альфреда Теннисона «Энох Арден». Она рассказывает историю моряка, который, отправившись в плавание, попал в кораблекрушение и вернулся домой лишь спустя десять лет.



Гриффит, по всей вероятности, первым после кинематографистов брайтонской школы стал менять крупности.

Collapse )

Сегодня (и завтра с утра) еще можно успеть зарегистрироваться на онлайн-курс истории кино, который начинается 30 апреля в 15:00 — подробности здесь: https://kamill.livejournal.com/607079.html

Телеграм-канал: https://t.me/kamill_cinema
Инстаграм-канал: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov

Как стригли волосы Жанне д’Арк

Великий фильм «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера 1928 года был, пожалуй, первой в истории картиной, работающий как настоящая притча — не навязчиво морализаторская проповедь, а настоящая драма, оказывающая на зрителя мощное эмоциональное воздействие и рассказывающая о смысле священной жертвы и превосходстве духа над телом не словами, а яркими, мощными визуальными образами.



Collapse )

Онлайн-курс «История кино»: https://kamill.livejournal.com/607079.html
Телеграм-канал: https://t.me/kamill_cinema

История кино: онлайн-курс Камилла Ахметова на майские праздники

Если вы это читаете, то вы, скорее всего, любите кино.

Многие любители кино хотели бы научиться лучше понимать кино. А некоторые, самые амбициозные, уже учатся его делать.

И тем, и другим нужны фундаментальные знания из истории кино — как сформировались основные средства киновыразительности и кинодраматургии, как развивались драматургия кино и его изобразительный язык, и как кино становилось таким, каким мы его знаем сегодня. Обо всем этом я уже который год рассказываю студентам Московской школы кино, а с недавних пор — и Высшей школы экономики. А год назад я выпустил книгу «Кино как универсальный язык. Лекции о кинематографе».

Но, к сожалению, далеко не все, кто хотел бы больше узнать о кино, имеют на это время. И вот наконец-то у нас появилось немного свободного времени — особенно в ближайшие две недели. Давайте потратим его с пользой!

По случаю наступающих майских праздников я разработал компактный и емкий курс истории кино — 12 занятий по два учебных часа (без перерыва). Это так называемый «интенсив» — каждый день с 30 апреля по 11 мая, c 15:00 до 16:30 по московскому времени.



Интересно? Ознакомьтесь с программой и условиями (ниже), посмотрите мои обучающие видео и примеры лекций (на YouTube) и пишите на kamill_cinema@outlook.com.

Collapse )

Collapse )

Жду вас на лекциях! И помните — знания делают кино интереснее!

https://t.me/kamill_cinema

Как Гарри Ллойд прощался со своими 50 центами

20‑е годы прошлого века были для Америки «эпохой джаза и процветания». Деньги становились самоцелью маленького человека. Великий американский комик Гарри Ллойд стал знаменитым в образе Очкарика — того самого маленького человека, среднего американца.



Collapse )

https://t.me/kamill_cinema