«Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского

Не вдаваясь в подробности исторических событий, которые произошли в июне 1962 г. в Новочеркасске, давайте вспомним, что на самом деле важно, когда мы говорим о кино, даже если оно отражает реальные события.

Главная задача кинематографистов — создать интересный, волнующий фильм. В первую очередь важно эмоционально тронуть зрителя, и если для этого придется погрешить против исторических деталей — это необходимая цена.

Поэтому, когда зрители и критики пеняют Андрею Кончаловскому на то, что фильм «Дорогие товарищи!» неверно (т. е. не так, как они ожидали) трактует ход Новочеркасского бунта, важно понимать, что мы видим события глазами одного героя — Люды (Юлия Высоцкая). Люда выбежала из горкома. Она не видела, что происходит у милиции или у госбанка. Зато она видела человека с футляром от виолончели. И если об этом нет в Википедии — значит ли это, что Кончаловский лжет?



Другие критики и зрители недовольны тем, что «Дорогие товарищи!» похожи на документальное кино. И здесь я с ними решительно согласен — Кончаловский мастер реализма, причем во всех его проявлениях. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — один из лучших образцов советского оттепельного (не «социалистического») реализма, а «Грех» больше похож на кино итальянского неореализма.

Но «Дорогие товарищи!» при этом тяготеют еще и к притче. «Люди с виолончелями» делают этот фильм актуальным для других эпох и мест — например, для Москвы 1993 года. А неизбывная тоска Люды по Сталину расширяет границы этой актуальности до настоящего времени, а также, пожалуй, и до обозримого будущего. Это направление в искусстве, у которого пока нет названия, я склонен называть притчевым реализмом.

ГИПНОЗ Валерия Тодоровского

Первым или одним из первых изобрел драматургический прием «пустого действия» Рашид Нугманов — и использовал его в фильме «Игла» (1988). «Это мой опыт в создании „пустого действия“, т. е. в моем представлении такого действия, которое может позволить максимально широкое толкование рассказанной истории зрителем», — объясняет он. Эта же концепция реализована в фильме «Пылающий» Ли Чхан-дона (2018) — мы никогда не узнаем, убил ли один из героев героиню фильма, или она жива и прячется от кредиторов в каком-нибудь далеком городе.

Похожим образом устроен и новый фильм «Гипноз» Валерия Тодоровского (автор сценария — Любовь Мульменко).



Collapse )

Подробнее о различных драматургических методах — в моем курсе «Драматургия фильма».

Адекватные люди

Фильм Романа Каримова «Неадекватные люди 2» — формально продолжение фильма «Неадекватные люди» (2011), прославившего режиссера, с теми же ключевыми героями — Виталием (Илья Любимов) и Кристиной (Ингрид Олеринская), а также психологом-манипулятором Павлом (Евгений Цыганов). Но для нас сейчас важен не факт продолжения, а то, каким образом авторы сконструировали реальность, которой они «обманули» и героев фильма, и зрителей.

Картинки можно посмотреть здесь:



Collapse )

«Манк» Финчера — поймете, если постараетесь

Об одном из лучших фильмов последних лет «Манк» Дэвида Финчера (2020 г.) по сценарию его отца Джека Финчера говорят, как об истории создания сценария великого «Гражданина Кейна». Это не так.

О чем же «Манк» на самом деле?



«Манк» — сложный, удивительно красивый и весьма красноречивый пример подхода к драматургии, который отменяет экспозицию — поскольку в данном случае экспозиция была бы больше, чем сам фильм. Очень важно представлять, кем были и чем занимались десятки второстепенных героев фильма — а для этого нужно, прямо скажем, много знать.

Об этом — мое 10-минутное видео.

Что происходит с кино и как с этим бороться

В прошлую пятницу я на III Молодежном кинофоруме ВЗЛЕТ в Санкт-Петербурге говорил в формате «нависающий над аудиторий Чарльз Фостер Кейн» о том, что происходит с киноязыком.



Здесь только моя лекция, а полная запись всех выступлений (там и приличные люди были, не только я) здесь.

Я, как обычно, продвигал свои ощущения цикличности развития киноискусства, пытался выделить новые «реализмы», размахивал нелинейной композицией и предрекал смерть экспозиции — в общем, пытался вместить в один час от сорока до ста часов моего курса киноязыка (вот этого, например).

Стать Брюсом Ли за 80 секунд

В честь 80-летия Брюса Ли смотрим, смотрим, как совершенно не похожий на него Джейсон Скотт Ли.превращается в него за 80 секунд в биографическом фильме Роба Коэна «Дракон. История Брюса Ли».

Суд над чикагской семеркой

Мой разбор одного из важнейших фильмов года можно посмотреть здесь:



Где учат так разбирать фильмы — здесь же и учат, неподалеку 😀 Прошло всего две лекции курса «Кинограмотность» и вы почти ничего не потеряли, тем более что все слушатели полного курса получают все занятия в записи независимо от того, присутствовали они в Zoom, или нет. Условия здесь. Жду вас!

Отзывы учеников и читателей

Я решил сделать отдельный пост с отзывами моих учеников и читателей, но сначала хочу напомнить что у меня вообще-то очень много публикаций в офлайн- и онлайн-СМИ, я даже дважды лауреат премии Russia Freelancer Award («Золотое копье») в номинации «Копирайтер/журналист года», лауреат III питчинга сценаристов в рамках 36-го ММКФ и номинант на премию «Headliner года 2019» в номинации «Культура и искусство». Поэтому найти что-то обо мне в Интернете не просто, а очень просто. Чтобы больше узнать о моих работах, можно:


  • поинтересоваться моими текстами здесь или в Интернете;

  • полистать мои книги (полный список можно получить на сайте Российской государственной библиотеки, там 34 наименования: https://search.rsl.ru/ru/search#q=Камилл%20Ахметов);

  • посмотреть мои учебные видео и фрагменты из моих лекций здесь или на моем канале YouTube (https://www.youtube.com/playlist?list=PL9cUIahEv4AT7aJ5uAr0LwFLX6cfqKYho);

  • а также ознакомиться с собранными ниже отзывами.




Collapse )

«Охота» Крейга Зобела: заяц всегда побеждает

Сделал то, что давно пора было сделать — записал видео с разбором «Охоты» Крейга Зобела, которой так не повезло с прокатом в марте этого года.



Хочу добавить, что в России «Охоту» мало того, что не увидели — не поняли. Тем не менее, абсурдно-эксцентричная форма этого фильма, замаскированного под слэшер, достойна стать подлинным символом гротескного и в целом безумного 2020 года, а жесткая сатира «Охоты» с каждым днем становится все актуальнее.

Очень важна финальная схватка, в которой героиня Хиллари Суонк, олицетворяя в картине другую Хиллари и думая, что выступает против консервативных сил, на самом деле дерется с тем самым народом, интересы которого она вроде бы защищает от ретроградов и консерваторов.

А еще я забыл упомянуть в видео сказку про зайца и черепаху, рассказанную главной героиней (Бетти Гилпин). Пусть она удивит вас, когда вы посмотрите фильм.

ДОВОД

Мы живем в сумрачном мире, нет друзей на закате...

Давайте обсудим довод, который убедил кинозрителей оставить в эти выходные в кинотеатрах около 2,5 млн долл. только в России, а в мире — целых 150 млн — «Довод» («Tenet») Кристофера Нолана. В чем главная инновация фильма, есть ли что-нибудь особенное в драматургии «Довода», о чем это кино на самом деле — и почему это один из самых гуманистических фильмов Кристофера Нолана?

Анализируем фильм за семь минут с примерами и... доводами. Жмите на картинку и подписывайтесь на Instagram.